Часто задаваемые вопросы - Земельные споры
Бесплатные юридические консультации по земельным спорам
  • Алексей К.

    Перераспределение земель и земельных участков

    Скажите, наличие и отсутствие каких оснований необходимо установить при решении вопроса о правомерности перераспределения земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена?

    Уважаемый Алексей!

    Поясню свой ответ на конкретном примере из судебной практики.

    Предприниматель обратилась в арбитражный суд с иском к уполномоченному органу (далее – департамент) о признании права на перераспределение земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

    Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, заявленное требование удовлетворено.

    Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила принятые по делу судебные акты, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, по следующим основаниям.

    Основания перераспределения земельных участков установлены п. 1 ст. 3928 ЗК РФ.

    Предприниматель обратилась в суд с требованием по делу, ссылаясь на подп. 2 п. 1 ст. 3928 ЗК РФ.

    Согласно указанной норме перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

    Из этой нормы следует, что для осуществления перераспределения судам необходимо было установить наличие одновременно трех условий:

    1) в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

    2) целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы;

    3) размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы.

    Между тем, как следует из судебных актов по делу, суды не исследовали наличие предусмотренных в указанной норме обстоятельств, в силу которых возможно перераспределение, то есть существование вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы у земельного участка, принадлежащего предпринимателю, для цели исключения которых оно должно осуществляться за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена.

    Установление оснований для перераспределения, то есть наличие предусмотренных подп. 2 п. 1 ст. 3928 ЗК РФ обстоятельств, являлось необходимым для решения вопроса о возможности перераспределения спорных участков.

    При этом наличие проекта межевания территории, предусматривающего перераспределение спорных земельных участков, само по себе не может выступать единственным основанием для осуществления перераспределения в отсутствие предусмотренных подп. 2 п. 1 ст. 3928 ЗК РФ обстоятельств.

    Исходя из смысла п. 9 ст. 3929 ЗК РФ основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренные подп. 2 - 13, в том числе в связи с наличием возможности образовать самостоятельный земельный участок (подп. 9), подлежат рассмотрению в случае, если существуют условия, указанные в п. 1 ст. 3928 ЗК РФ. В противном случае уполномоченный орган принимает решение об отказе на основании подп. 1 п. 9 ст. 3929 ЗК РФ, поскольку заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных п. 1 ст. 3928 ЗК РФ.

    Следовательно, для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить наличие оснований для перераспределения, указанных в п. 1 ст. 3928 ЗК РФ, но и отсутствие оснований для отказа, перечисленных в п. 9 ст. 3929 ЗК РФ.

    Помощь юриста по земельным спорам

    Обращайтесь, обязательно помогу.

    Спасибо сказали 84 человека
Оставить комментарий

Смотрите также

  • Выкуп земельного участка при приватизации

    В порядке приватизации государственного имущества общество приобрело в собственность объекты недвижимости.

    В последующем право собственности на указанные объекты по ряду сделок перешло К.

    К. и уполномоченным органом заключен договор купли-продажи земельного участка, занятого указанными объектами недвижимости.

    В соответствии с этим договором стоимость земельного участка определена на основании п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137) в размере семикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

    Полагая, что при исполнении договора купли-продажи он произвел переплату установленной законом выкупной цены, которая должна определяться в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 137-ФЗ в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, К. уступил предпринимателю требование о взыскании излишне уплаченной суммы.

    Вправе ли предприниматель обратиться в арбитражный суд г. Москвы с соответствующим иском к уполномоченному органу?

  • Использование земельного участка под ИЖС юридическим лицом

    Владимир, здравствуйте! Вы не могли бы дать свой комментарий в отношении процедуры использования земельного участка под ИЖС из категории земель населённых пунктов юридическим лицом. Со ссылкой на ФЗ и судебную практику. С уважением, Директор по развитию ________Максим. АО ___________

    1. Изъятие земельного участка для муниципальных нужд

       

      Решение об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд может быть принято только в исключительных случаях для достижения общественно-полезных целей, реализация которых невозможна без вмешательства органов государственной власти или местного самоуправления в частные интересы.