Часто задаваемые вопросы - Земельные споры
Бесплатные юридические консультации по земельным спорам
  • Виктор

    Срок договора аренды государственного или муниципального земельного участка для строительства

    Здравствуйте, Владимир! На какой срок заключается договор аренды государственного или муниципального земельного участка для строительства?

    Добрый день, Владимир!

    Для договоров аренды государственных и муниципальных участков установлены максимальные и минимальные сроки.

    Минимальные сроки

    Законом установлены следующие минимальные сроки аренды государственных и муниципальных земельных участков:

    1) для строительства и реконструкции зданий и сооружений - не менее 3 лет. При этом срок аренды должен быть в два раза больше срока, необходимого для инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений (пп. 1 п. 8, п. 9 ст. 39.8 ЗК РФ);

    2) гражданину для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта - 20 лет. Этот срок одновременно и максимальный (пп. 3 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);

    3) взамен участка, изъятого для государственных (муниципальных) нужд, - не менее 3 лет (пп. 9 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);

    4) при аренде участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, - не менее 3 лет. Исключение: участок, предоставленный гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества. Договор аренды в этом случае заключается на срок не более чем 3 года (пп. 11, 12 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);

    5) при аренде участка из земель сельскохозяйственного назначения - не менее 3 лет. Исключение: сенокошение и выпас скота. Договор аренды в этом случае заключается на срок до 5 лет (п. 3 ст. 9 Закона об обороте земель сельхозназначения);

    6) при аренде оленьих пастбищ в районах Крайнего Севера и отгонных пастбищ - не менее 5 лет (п. 6 ст. 10 Закона об обороте земель сельхозназначения);

    7) при аренде лесного участка - не менее 10 лет, за исключением охотничьих хозяйств (срок аренды равен сроку охотхозяйственного соглашения), разработки месторождений, строительства и эксплуатации линейных объектов и заготовки древесины (в этих случаях минимального срока нет). На это указано в ч. 3 ст. 72 ЛК РФ;

    8) при аренде лесного участка для водохранилищ, иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, морских и речных портов, а также для объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры - не менее 1 года (ст. ст. 44, 46, ч. 3 ст. 72 ЛК РФ);

    9) при реализации масштабного инвестиционного проекта, указанного в пп. 2 и 3 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, - на срок, предусмотренный проектом. Этот срок одновременно и максимальный (пп. 8.5 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);

    10) при предоставлении участка лицу, с которым заключено соглашение об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке, - на срок действия этого соглашения (пп. 7.1 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ). По общему правилу названное соглашение, предусматривающее строительство и (или) реконструкцию объекта капстроительства, по истечении срока действия заключается на тот же срок без проведения торгов, если инвестор выполнил взятые на себя обязательства (п. 8 ст. 17.3 Закона об особо охраняемых природных территориях).

    Максимальные сроки

    К максимальным срокам аренды публичных земельных участков, относятся:

    1) для строительства или реконструкции зданий и сооружений - 10 лет (пп. 1 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);

    2) для размещения линейных объектов - 49 лет (пп. 2 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);

    3) гражданину для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта - 20 лет. Этот срок одновременно и минимальный (пп. 3 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);

    4) для завершения строительства недостроенного объекта - 3 года. При этом если такой объект продан с торгов, то срок аренды должен быть в два раза больше срока, необходимого для инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений (пп. 6 п. 8, п. 9 ст. 39.8 ЗК РФ);

    5) во исполнение охотхозяйственного, концессионного соглашения, договора об освоении территории под наемный дом, договора о комплексном развитии территории - тот же срок, что и в первичном соглашении или договоре (пп. 7 - 8.1, 8.3 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);

    6) под недропользование срок аренды не может превышать срока лицензии более чем на два года (пп. 10 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);

    7) для сельхозпроизводства - 49 лет (пп. 11 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ, п. 3 ст. 9 Закона об обороте земель сельхозназначения);

    8) для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, огородничества - 3 года (пп. 12 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);

    9) для сенокошения и выпаса скота на участке из земель сельскохозяйственного назначения - 5 лет (п. 3 ст. 9 Закона об обороте земель сельхозназначения);

    10) при резервировании земель - не больше срока резервирования (пп. 13 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);

    11) аренда в рамках инвестиционного проекта - не дольше срока его реализации (пп. 14 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);

    12) при использовании водных биологических ресурсов - не дольше срока действия решения о предоставлении их в пользование (пп. 15 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ, ст. 14 ВК РФ);

    13) участок сельхозназначения крестьянскому (фермерскому) хозяйству или организации, получающей господдержку в сфере развития сельского хозяйства, без торгов - до 5 лет (п. 8 ст. 10, п. 3 ст. 10.1 Закона об обороте земель сельхозназначения);

    аренда взамен изъятого участка - не больше остатка старого срока. Если остаток меньше 3 лет, то срок новой аренды составит 3 года (пп. 9 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);

    14) собственникам зданий, сооружений, расположенных на арендуемом земельном участке, или помещений в них - 49 лет (пп. 17 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);

    15) при аренде лесного участка - 49 лет (ч. 3 ст. 72 ЛК РФ);

    16) при аренде участка, который без торгов предоставлен участнику СЭЗ в Крыму и Севастополе, на срок реализации им договора об условиях деятельности в СЭЗ, если меньший срок им не заявлен (пп. 38 п. 2 ст. 39.6, пп. 19 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ).

    Помощь юриста по земельным спорам

    Имею большой и успешный опыт решения аналогичных дел.

    Обращайтесь и я с удовольствием Вам помогу.

    25.06.2024

    Спасибо сказали 70 человек
Оставить комментарий

Смотрите также

  • Выкуп земельного участка при приватизации

    В порядке приватизации государственного имущества общество приобрело в собственность объекты недвижимости.

    В последующем право собственности на указанные объекты по ряду сделок перешло К.

    К. и уполномоченным органом заключен договор купли-продажи земельного участка, занятого указанными объектами недвижимости.

    В соответствии с этим договором стоимость земельного участка определена на основании п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137) в размере семикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

    Полагая, что при исполнении договора купли-продажи он произвел переплату установленной законом выкупной цены, которая должна определяться в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 137-ФЗ в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, К. уступил предпринимателю требование о взыскании излишне уплаченной суммы.

    Вправе ли предприниматель обратиться в арбитражный суд г. Москвы с соответствующим иском к уполномоченному органу?

  • Прекращение договора аренды земельного участка

    Преобразование государственного унитарного предприятия в автономное учреждение не является основанием для прекращения договора аренды земельного участка, заключенного этим юридическим лицом в качестве арендатора, за исключением случаев, когда решением уполномоченного органа ему будет предоставлено право постоянного (бессрочного) пользования этим земельным участком.

  • Изъятие земельного участка для муниципальных нужд

     

    Решение об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд может быть принято только в исключительных случаях для достижения общественно-полезных целей, реализация которых невозможна без вмешательства органов государственной власти или местного самоуправления в частные интересы.