Часто задаваемые вопросы - Защита интеллектуальных прав
Юридические консультации по защите интеллектуальных прав и собственности
  • Андрей

    Какие товарные знаки нельзя зарегистрировать

    Какие товарные знаки нельзя зарегистрировать, Спасибо, Андрей.

    Добрый день, Андрей!

    Какие товарные знаки нельзя зарегистрировать

    В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 1483 ГК РФ не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:

    1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

    2) являющихся общепринятыми символами и терминами;

    3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;

    4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

    Кажется, что с этим все просто, не так ли?

    Согласно абз. 2 п. 3 ст. 1483 ГК РФ, не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

    Согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование:

    • бранных слов;
    • непристойных и оскорбительных образов;
    • сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина;
    • официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов);
    • религиозных символов;
    • объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

    Оценка рекламы всегда осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями. Потребителями данной рекламы являются обычные люди, в том числе и дети. Очевидно, что большинство потребителей рекламы не обладают специальными познаниями в области филологии, лингвистики, и поэтому могут воспринимать спорное обозначение как образованное от общеизвестного слова и относящегося к нецензурным словам.

    И вот именно эти нормы права, которые вызывают, в силу их различного понимания участниками регистрации товарных знаков, длительные споры и разногласия, мы попытаемся разобрать и проиллюстрировать на примерах решений Роспатента, антимонопольной и судебной практики.

    Элементы, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали

    К элементам, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали относятся, в частности, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства, слова, написание которых нарушает правила орфографии русского языка, и т.п.

    При этом перечень случаев, когда государственная регистрация товарного знака может противоречить общественным интересам, не является исчерпывающим.

    Запрет на регистрацию указанных обозначений в качестве товарных знаков вызван необходимостью поддержания правопорядка, защиты исторических и культурных ценностей общества, защиты нравственных чувств и моральных ценностей потребителей товаров.

    Норма подпункта 2 пункта 3 статьи 1483 ГК РФ включает в себя 3 самостоятельных основания:

    1) противоречие общественным интересам;

    2) противоречие принципам гуманности;

    3) противоречие принципам морали,

    каждое из которых имеет значение при установлении соответствия обозначения требованиям, определенным законодательством.

    При проверке соответствия заявленного на регистрацию обозначения таким требованиям необходимо установить его соответствие всем основаниям, но несоблюдение требований хотя бы по одному основанию достаточно для вывода о том, что заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака.

    Указанная практика всегда спорна и противоречива, поскольку основана на различном менталитете, восприятии, возможно, что и на различном понимании культурных, моральных и традиционных ценностей, правовых норм и запретов, причем у обеих сторон спора.

    И самым главным аргументом в таких спорах будет тот объемом доказательств, которым вы сможете связать Роспатент и суд, включая мнения экспертов, данные социологических исследований, справочную литературу и т.п.

    Ниже приведены лишь частные примеры судебной практики, которая уточняет и комментирует вышеуказанные выводы.

    «Ебиедоби» (матерные слова и нецензурная брань)

    Слово "Е" полностью не соответствует русскому сквернословию и не воспроизводит целиком мат, а является сложным образованным от матного слова (еб.../еб...), в котором дважды повторяется один их четырех самых распространенных матерных корней (еб/еб). Вместе с тем, использованное выражение японского языка, исполненное в русской транслитерации ("Ебиедоби", в переводе означающее "день недели - суббота"), нельзя отнести к иностранным словам, не имеющим общеупотребительных аналогов на русском языке. Японский не является ни государственным языком России, ни языком межнационального общения народов Российской Федерации.

    Из разъяснений по отнесению слов и выражений к нецензурной брани, опубликованных на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, к нецензурным словам и выражениям относятся общеизвестных слова, начинающихся на буквы "X", "П", "Е", "Б", а также образованные от них слова и выражения.

    Тем самым, содержащееся в рекламе "Разминай щеки К тебе едет Чио Ки! Набор "Чпо Ки" Успей заказать по спец.цене! 1 199 р 1,66 кг по промокоду 2301 "Е" Sushi@Rolls" слово "Е" воспринимается как образованное от общеизвестного слова, начинающегося на букву "Е" и относящегося к нецензурным, бранным словам.

    Учитывая тот факт, что данная рекламная информация в силу своего способа размещения является доступной для восприятия неограниченным кругом лиц, в том числе детьми, поэтому наличие в ней слова "Е", образованного от бранного слова, может расцениваться как информация, причиняющая вред их развитию, запрещенная для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

    "ТРАМВАЙ СМЕРТИ" (негативные ассоциации, отрицательное воздействие на психику)

    Слова и выражения, которые ассоциируются со смертью, страданиями и другими болезненными состояниями, не подлежат регистрации в качестве товарных знаков. При этом для правильной оценки "скандальных" обозначений необходимо учитывать факторы их восприятия потребителем. Поскольку регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака испрашивается для товаров 28-го класса МКТУ (с учетом уточнения заявленных требований - "игры; игры настольные"), представляющих собой различные игры, Роспатент верно отметил, что их адресным потребителем являются в том числе дети и подростки.

    Словосочетание "ТРАМВАЙ СМЕРТИ" в целом вызывает у потребителя негативные ассоциации, связанные с гибелью, несчастным случаем, вызванными транспортным средством (трамваем). Предоставление правовой охраны в качестве товарного знака обозначению "ТРАМВАЙ СМЕРТИ" в отношении широкого перечня товаров 28-го класса МКТУ, представляющих собой различные игры и игрушки, адресными потребителями которых являются, в частности, дети и подростки, не соответствует общественным интересам, принципам гуманности и морали, поскольку вызывает негативные ассоциации и оказывает отрицательное воздействие на психику целевых потребителей данных товаров.

    "Saint Vincent" (оскорбление чувств верующих)

    Роспатент счел, что регистрация спорного обозначения в качестве товарного знака оскорбляет религиозные чувства верующих, противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали, в связи с чем правовая охрана данному товарному знаку предоставлена с нарушением требований подпункта 2 пункта 3 статьи 1483 ГК РФ в отношении товара 32-го класса МКТУ "пиво" и всех товаров 33-го класса МКТУ "алкогольные напитки (за исключением пива)".

    Суд исходил из того, что обозначение "Saint Vincent" воспроизводит имя почитаемого в католицизме и православии святого.

    «Сорвать куш» (воровская жаргонная лексика)

    Выражение "Сорвать куш" в значении "богатая добыча" присутствует в Словаре воровского жаргона, 2014 года.

    Обозначение "Сорви большой куш!" воспринимается в качестве краткого, сжатого выражения - лозунга, с определенной заложенной в нем идеей, которая сводится к призыву получения крупной суммы денег.

    Принадлежность выражения "Сорвать куш" к воровской лексике приводит к выводу о негативной семантике этого словосочетания и образованного на его основе выражения "Сорви большой куш!" в составе заявленного обозначения как о чем-то, полученным нечестным, незаконным путем.

    Присутствие же спорного выражения в общей лексике русского языка и использование в художественной литературе не опровергает вышеизложенной семантики, используемой узкой прослойкой общества, относящейся к преступному сообществу.

    Негативный характер в данном случае формируется именно за счет наличия в составе обозначения "Сорви большой куш!" глагола "сорвать", который может иметь значение "получить, добиться чего-нибудь (обычно нечестно, незаслуженно или против чьей-нибудь воли)".

    Таким образом, ввиду принадлежности части заявленного обозначения - выражения "Сорви куш", к жаргонной лексике, используемой автономной социальной группой в контексте неправомерного обогащения, предоставление правовой охраны такому обозначению в качестве товарного знака будет нарушать положения, установленные пунктом 3(2) статьи 1483 Кодекса в силу противоречия общественным интересам и принципам морали.

    "ИДИ В БАНЮ" (бранная общеупотребительная лексика)

    Заявленное обозначение "Иди в баню" относится к бранной лексике, выражающей крайне негативное отношение к человеку, притом в форме, резко противоречащей принятым в обществе нормам общения. В этой связи обозначение "Иди в баню" по форме и содержанию воспринимается как оскорбление конкретного человека, следовательно, является неприличным, обсценным выражением.

    Поскольку входящий в состав заявленного обозначения словесный элемент "ИДИ В БАНЮ" относится к бранной общеупотребительной лексике (Иди в баню - иди отсюда, отстань), то заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании пункта 3(2) статьи 1483 Кодекса, так как его использование в качестве средства индивидуализации для любых товаров и услуг противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали.

    Имею большой и успешный опыт решения аналогичных споров.

    Обращайтесь к юристу по товарным знакам, обязательно помогу.

    Сентябрь 2024 г.

    Спасибо сказали 244 человека
Оставить комментарий

Смотрите также

  • Компенсация за незаконное использование группы зависимых товарных знаков

    Вопрос: сколько полагается компенсаций за незаконное использование группы зависимых товарных знаков? 

  • Компенсация за незаконную имитацию товарного знака

    Владимир, можно ли требовать компенсации, если компания-ответчик продает изделие (товар) имитирующее наш товарный знак? С уважением, А.

  • Ответственность за контрафакт

    Можно ли снижать компенсацию за контрафакт (аналогичная продукция с незаконным использованием товарного знака), установленную в твердой сумме?