юрист
Пример: «Куда подать иск»
-
Евгений Михайлович
Отказ от исполнения государственного контракта
Подскажите, является ли отказ конкурсного управляющего от исполнения государственного контракта в связи с требованиями, установленными законодательством о банкротстве, основанием для включения антимонопольным органом сведений в отношении должника в реестр недобросовестных поставщиков?
Здравствуйте, уважаемый Евгений Михайлович!
Отвечая на Ваш вопрос, приведу пример конкретного дела из судебной практики.
Между учреждением и обществом заключен государственный контракт на строительство и реконструкцию автомобильной дороги.
Решением арбитражного суда общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении должника открыто конкурсное производство.
В связи с признанием несостоятельным (банкротом) общество прекратило исполнять обязательства по государственному контракту.
Неисполнение обязательств по контракту послужило основанием для принятия учреждением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и направления в антимонопольный орган обращения о включении сведений в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Решением антимонопольного органа сведения, представленные в отношении общества, включены в реестр недобросовестных поставщиков.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения антимонопольного органа незаконным.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Суды исходили из соблюдения заказчиком порядка одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и наличия у антимонопольного органа правовых оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества, которым допущено ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
При этом суды отметили, что решением арбитражного суда оставлены без удовлетворения требования учреждения об оспаривании одностороннего отказа общества от исполнения контракта.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила названные судебные акты и направила дело на новое рассмотрение, указав на следующее.
Согласно ч. 2 ст. 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. No 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон No 44-ФЗ) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с ч. 6 ст. 104 Закона No 44-ФЗ в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 104 Закона No 44-ФЗ, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в чч. 4–6 ст. 104 Закона No 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 104 Закона No 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (ч. 7 ст. 104 Закона No 44-ФЗ).
При рассмотрении дела в судебных инстанциях общество приводило доводы о том, что ч. 2 ст. 104 Закона No 44-ФЗ предусмотрена возможность включения в реестр недобросовестных поставщиков только сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Данные положения закона, по мнению общества, не применимы, поскольку первоначально отказ от исполнения государственного контракта осуществлен конкурсным управляющим общества на основании решения кредиторов о прекращении хозяйственной деятельности должника и в соответствии с п. 2 ст. 102, п. 3 ст. 129 Федерального закона от 26 октября 2002 г. No 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон No 127-ФЗ).
Требование заказчика о признании недействительным отказа общества от исполнения государственного контракта решением арбитражного суда, вступившим в законную силу, оставлено без удовлетворения.
Основанием для такого вывода суда послужило признание общества несостоятельным (банкротом) и наличие в связи с этим у конкурсного управляющего права на отказ от исполнения государственного контракта, предусмотренного пп. 1 и 2 ст. 102, п. 3 ст. 129 Закона No 127-ФЗ. Порядок отказа конкурсного управляющего от исполнения сделки признан судом соблюденным.
При таких обстоятельствах у антимонопольного органа не имелось правовых оснований для вывода о соблюдении учреждением порядка одностороннего отказа от исполнения уже расторгнутого контракта и включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе, в действиях которого отсутствует недобросовестность.
Вместе с тем в силу п. 3 ст. 129 Закона No 127-ФЗ конкурсный управляющий вправе заявить отказ от исполнения договоров и иных сделок в порядке, установленном ст. 102 данного федерального закона.
В соответствии со ст. 102 Закона No 127-ФЗ внешний управляющий в течение трех месяцев с даты введения внешнего управления вправе отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника.
Отказ от исполнения договоров и иных сделок должника может быть заявлен только в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах.
В случаях, предусмотренных п. 2 ст. 102 Закона No 127-ФЗ, договор считается расторгнутым с даты получения всеми сторонами по такому договору заявления внешнего управляющего об отказе от исполнения договора.
Отказ конкурсного управляющего от исполнения контракта при изложенных обстоятельствах не относится к основаниям для включения сведений в отношении должника в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренным ч. 2 ст. 104 Закона No 44-ФЗ.
Обращайтесь, обязательно помогу.
-
АртурФедеральный закон о банкротстве от 7 июля 2015 г.
7 июля президент РФ Владимир Путин подписал закон, вносящий изменения в законодательство о банкротстве. Новые поправки касаются недобросовестных работодателей. Так, с конца сентября работники производств (компаний, фирм и пр.), перед которыми задолжают работодатели (невыплата за 3 и более месяцев), смогут объявлять последних банкротами.
По Вашему мнению, при каких условиях заработает закон?
-
Инструкции по охране труда для работников - перечень устанавливает работодатель
Владимир Валерьевич, Оспаривая сделку должника, обязан ли конкурсный управляющий доказывать ее недействительность? Спасибо. А.П.
-
Убытки конкурсного управляющего
Конкурсный управляющий должником _______ передал третьему лицу _________ электронный носитель с цифровой подписью, владельцем сертификата ключа которой он являлся. По платежным поручениям, подписанным этой электронной подписью, должник перечислил ООО ________ денежные средства при отсутствии каких-либо обязательственных отношений. Можно ли по суду привлечь к ответственности арбитражного управляющего при отсутствии к нему требования должника о возмещении причиненного вреда?
Смотрите также