Часто задаваемые вопросы - Жилищные споры
Бесплатная юридическая консультация по жилищным спорам
  • Роман

    Подключение к газу в дачном или коттеджном поселке

    Управляющая копания в коттеджном поселке не дает согласие на подключение ряда домовладений к принадлежащему ей газопроводу. Председатель требует деньги за подключение. Можно по суду обязать УК КП дать согласие без платы?

    Добрый день, Роман!

    Порядок подключения абонентов к газу

    Пунктом 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021 Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, публичным акционерным обществам и иными газораспределительным организациям поручено обеспечить до 2023 года в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения подводку газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов, в случае наличия соответствующей заявки, определив критерии и условия такого подключения (технологического присоединения).

    Во исполнение указанного поручения Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N 1547 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - Правила N 1547).

    В соответствии с пунктом 2 Правил N 1547 под подключением (технологическим присоединением) следует понимать совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, осуществления предпринимательской (профессиональной) деятельности.

    Под исполнителем - газораспределительную организацию, владеющую на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов, - газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов.

    Основным абонентом признается юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления.

    Согласно пункту 5 Правил N 1547 подключение газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

    Для заключения договора о подключении заявитель направляет на имя единого оператора газификации или регионального оператора газификации заявку о подключении с описью вложения.

    В пункте 30 Правил N 1547 установлено, что исполнитель определяет техническую возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства на основании данных о загрузке сетей газораспределения, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности газотранспортной системы, опубликованных в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 872 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам", а также данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя иных сетей газораспределения.

    Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на дату подачи заявки о подключении (технологическом присоединении) подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы технические условия, на указанную дату не утратившие силу, и которые на дату рассмотрения заявки о подключении (технологическом присоединении) не завершили подключение.

    В соответствии с пунктом 48 Правил N 1547 в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, исполнитель обращается к такому основному абоненту в целях осуществления подключения заявителя.

    Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки на подключение направляет соответствующий запрос основному абоненту и одновременно уведомляет заявителя о направлении указанного запроса.

    Основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем.

    Основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.

    В силу пункта 121 Правил N 1547 срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках до газификации, определяемый программой газификации, не может выходить за пределы 2027 года, если не продлят.

    Частью 3 статьи 27 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) определено, что юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.

    В соответствии с пунктом 11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 (далее - Положение N 1370), поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводов-отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на ее соответствующих участках.

    Согласно пункту 3 Положения N 1370 местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.).

    Соответствующее правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединенных к сетям газоснабжающей организации.

    Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что газопровод относится к имуществу, в отношении которого действует специальный правовой режим, обусловленный его функциональным назначением, в связи с чем, правомочия собственника указанного имущества ограничены в законодательном порядке.

    Отказ в предоставлении согласия на подключение собственника земельного участка к газу

    Управляющей копании в коттеджном поселке принадлежит газопровод, который не является обособленным объектом, а включён в систему газоснабжения. Поставщик газа, как региональный оператор газификации, действует в рамках федеральной и республиканской программ догазификации, финансируемых за счёт специальных тарифных надбавок.

    Программы предусматривают бесплатное подключение граждан к газу при наличии технической возможности, т.е. когда газопровод имеет достаточную мощность, что должно быть подтверждено расчётами.

    Согласие собственника на подключение в данном случае обязательно по закону, препятствовать он не вправе. Его отказ нарушает государственную программу догазификации и права жителей коттеджного поселка.

    Газопровод УК КП является частью системы газоснабжения региона, а его пропускная способность позволяет подключить новые объекты без ущерба для существующих абонентов.

    Законодательство (ФЗ «О газоснабжении», Правила № 1547, Положение № 1370) прямо обязывает собственников сетей – УК КП не препятствовать подключению при наличии мощности.

    Проектная документация, согласованная сторонами, предусматривает подключение поселка именно к этому газопроводу.

    Газопровод относится к объектам с особым правовым режимом: права собственника ограничены публичными интересами, а его отказ нарушает баланс прав граждан и государства.

    Если техническая возможность подключения подтверждена, то отказ Управляющей копании (собственника сетей к коттеджном поселке) о бесплатном опосредованном подключении потребителя к газу препятствует реализации программы догазификации.

    Законодательство (ФЗ «О газоснабжении», Правила подключения № 1547, Положение № 1370) прямо запрещает собственникам сетей препятствовать подключению при наличии пропускной способности.

    Более того, проектная документация, согласованная обеими сторонами, предусматривает подключение домов коттеджного поселка именно к газопроводу УК в коттеджном поселке.

    Законодательство не предусматривает право газораспределительных организаций требовать компенсации от исполнителей социальной программы газификации

    Указанный вывод должен быть подтвержден расчётами наличия свободной мощности газопровода в поселке.

    Поскольку газопровод является инфраструктурным объектом с особым правовым режимом, права его собственника - УК КП ограничены публичными интересами.

    Отказ собственника сетей дать согласие на подключение жилых домов к газопроводу – это злоупотребление правом и препятствование выполнению программ социальной газификации властями.

    Такие действия нарушают баланс публичных и частных интересов, поскольку ограничивают доступ к газификации, вызывают необоснованные расходы и дублирование инфраструктуры.

    Таким образом, действия УК КП по отказу в выдаче согласия нарушают требования закона и препятствуют исполнению государственной программы догазификации.

    Плата за подключение к газу

    Технологическое присоединение не может быть обусловлено разрешением газораспределительной организацией – УК КП и (или) договором, соглашением, согласно которому УК КП обязуется предоставить разрешение на подключение к сетям газового обслуживания, а собственник участка должен будет заплатить за это денежную сумму.

    УК КП входит в газораспределительную систему в силу принадлежности ему на праве собственности газопровода.

    Исходя из закрепленных в статье 5 Закона о газоснабжении принципов единых правовых основ формирования рынка и ценовой политики для всех собственников газораспределительных систем, выручка Поставщика газа от использования объектов газоснабжения должна определятся исходя из регулируемого тарифа. Вместе с тем, для газораспределительной организации – УК КП какой-либо тариф за пользование газораспределительными сетями не установлен.

    Следовательно, взимание платы за подключение потребителя к газу незаконно.

    Имею большой и успешный опыт решения аналогичных споров.

    Обращайтесь к юристу по недвижимости, обязательно помогу.

    Сентябрь 2025

    Спасибо сказали 78 человек
Оставить комментарий