
юрист
Пример: «Куда подать иск»
-
Валерия
Отключили за неуплату членских взносов
Управляющая компания коттеджного поселка отключила мне электроэнергию, путем отсоединения вводного кабеля от магистральной линии электропередачи. Отключение электричества повлекло отключение электрической системы отопления моего дачного дома. Зимой вышли из строя радиаторы отопления во всем доме в результате ообморожения, нарушена работа системы газового отопления дома. Если не погашу задолженность, Председатель Правления ТСН грозится отключить еще газ и воду. Что мне делать в такой ситуации?
Валерия, добрый день!
Отключение электричества, воды или газа за неуплату членских взносов
Зачастую решить вопрос со злостным неплательщиком членских взносов в коттеджном поселке или садовом товариществе бывает проще, занявшись самоуправством: «Не хочешь платить взносы, ну мы тебе воду отключим».
Самоуправство управляющих компаний в коттеджных поселках и садовых товариществах приводит к незаконному отключению энергоресурсов (как газ, вода, канализация, электричество) у собственников земельных участков, что влечет за собой убытки.
Поскольку деликты отключение энергоресурсов за долги по уплате членских взносов в садовом товариществе по своему составу похожи с другими гражданско-правовыми сообществами (ТСН, ТСЖ, СНТ, ДНП, кооперативов и иных форм гражданско-правовых образований), полагаю возможным разобрать этот вопрос на примере отключения электричества в СНТ.
Отключение электричества за долги
В соответствии с абзацем 3 части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.
Основаниями для прекращения электроснабжения в соответствии со статьями 26, 38 Федерального закона N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" являются только 3 нижеследующих:
- факт ненадлежащего технологического присоединения к электрическим сетям;
- аварийная ситуация на объектах электроэнергетики;
- ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электроэнергии.
Иных оснований прекращения электроснабжения действующим законодательством не предусмотрено.
Ограничение режима электропотребления возможно только в случае задолженности по оплате электроэнергии.
Отключение воды и канализации за долги
Согласно пункта 60 "Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644, Организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе временно прекратить или ограничить холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку холодной воды и (или) сточных вод, только в 5 в случаях, указанных в статье 21 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", а именно:
- из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения;
- из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров;
- при сбросе в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу;
- из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.
В случае временного прекращения или ограничения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение одного дня со дня такого прекращения или ограничения уведомляет абонентов, орган местного самоуправления, а также территориальные органы и организации, с которыми заключены договоры по транспортировке воды, договоры по транспортировке сточных вод, в случае прекращения или ограничения транспортировки воды и (или) сточных вод.
Отключение газа за долги
На основании пункта 45 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 54945, Поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в следующих 6 случаях:
- нарушение исполнения абонентом условий договора о предоставлении информации, без получения которой невозможно определить достоверный (фактический) объем потребленного газа;
- отказ абонента допускать представителей поставщика газа для проведения проверки;
- неоплата или неполная оплата потребленного газа в течение 2 расчетных периодов подряд;
- использование абонентом газоиспользующего оборудования, не соответствующего оборудованию, указанному в договоре;
- поступление уведомления от специализированной организации, заключившей с абонентом договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, и (или) договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, и (или) договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), об использовании абонентом газоиспользующего оборудования, не соответствующего предъявляемым к этому оборудованию нормативным требованиям;
- отсутствие у абонента договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, и (или) договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, и (или) договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении).
До приостановления исполнения договора Поставщик газа обязан направить абоненту уведомление по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа.
Поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа без предварительного уведомления абонента в следующих 3 случаях:
- авария в газораспределительной сети;
- авария внутридомового или внутриквартирного газового оборудования либо утечка газа из внутридомового или внутриквартирного газового оборудования;
- техническое состояние внутридомового или внутриквартирного газового оборудования по заключению специализированной организации, заключившей с абонентом договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, и (или) договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, и (или) договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), создает угрозу возникновения аварии.
Отключение за долги незаконно
Следовательно, если отключение участка от энергоресурсов связано исключительно с задолженностью собственника земельного участка по членским и целевым взносам, то такое отключение является незаконным.
Даже в том случае, когда нормы Устава Управляющей компании коттеджного поселка или садоводческого товарищества предусматривают возможность такого отключения, то такие нормы противоречат требованиям закона и считаются недействительными в силу своей ничтожности.
Ни положениями Устава, ни полномочиями общего собрания, правления и председателя правления коттеджного поселка или садоводческого товарищества не может предусмотрено право по принятию решения об отключении (прекращении, приостановлении) подачи энергоресурсов собственнику земельного участка, имеющему задолженность по уплате членских взносов.
Гражданско-правовая ответственность за незаконное отключение
В таком случае собственнику участка следует обращаться в суд с требованием о восстановлении подключения (обеспечения доступа) к энергоресурсу и полного возмещения причиненного ущерба.
Административная ответственность за отключение энергоресурсов
Также, собственник участка вправе обратиться в соответствующее Управление ФАС РФ о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа.
Поскольку состав деликта незаконного отключения энергоресурсов у потребителя предполагается схожим, рассмотрим привлечение виновника к административной отвественности на примере СНТ.
В силу пункта 3 Правил недискриминационного доступа, СНТ обязано обеспечить недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии независимо от правовых отношений с потребителем электроэнергии (собственником земельного участка), а также с энергосбытовыми и сетевыми организациями.
СНТ является владельцем объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены к электрическим сетям Сетевой организации энергоснабжающие устройства членов садоводства и граждан, заключивших договор на пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом СНТ.
В данном случае энергоснабжающие устройства участка опосредованно присоединены к электрическим сетям Сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства СНТ и поставка электрической энергии на участок осуществляется через объекты электросетевого хозяйства СНТ.
Следовательно, СНТ как владелец объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающие устройства участка, не вправе препятствовать перетоку электрической энергии через объекты СНТ.
Действия СНТ, выразившиеся в препятствовании перетоку электрической энергии на участок, нарушают пункт 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункты 3, 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
Согласно части 1 статьи 9.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к:
- магистральным нефтепроводам
- магистральным нефтепродуктопроводам
- электрическим сетям,
- тепловым сетям,
- газораспределительным сетям
- централизованным системам горячего водоснабжения
- холодного водоснабжения и водоотведения
либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии,
либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям,
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 40 000 рублей; на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей.
Таким образом, действия СНТ нарушают часть 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункты 3, 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, образуют состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Имею болшой и успешный опыт решения анлогичных дел.
Обращайтесь к юристу по спорам в дачных коттеджных поселках, обязательно помогу.
Сентябрь 2025 г.
-
ЛарисаОбязанности управляющей компании
Здравствуйте. Расскажите пожалуйста, какие обязанности управляющих компаний по содержанию многоквартирных жилых домов, в том числе общего имущества таких домов?!
-
НатальяКачество предоставления коммунальных услуг
Здравствуйте. Административным органом (территориальным управлением Роспотребнадзора) проведена проверка организации (управляющей компании) по вопросу качества предоставления коммунальных услуг. В ходе проверки было установлено, что в период с 1 по 15 марта 2010 г. жителям не предоставлялись коммунальные услуги по горячему водоснабжению и отоплению. По результатам проверки административным органом было вынесено постановление о привлечении организации к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ (продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке). Организация, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилась с заявлением в арбитражный суд, указав на неправильную квалификацию административного правонарушения, в связи с чем постановление подлежит отмене. Является ли довод организации обоснованным?
Смотрите также