Часто задаваемые вопросы - Защита прав потребителей
Бесплатная юридическая консультация по защите прав потребителей
  • Екатерина

    Изменение подсудности

    Здравствуйте, Владимир! В договоры с потребителями продавцы могут включать условие об изменении подсудности будущих споров?

    Добрый день, Екатерина!

    В договоры с потребителями продавцы или исполнители могут включать условие об изменении подсудности будущих споров (согласно ст. 32 ГПК «Договорная подсудность»).

    Однако на практике зачастую возникает вопрос установления приоритета одного закона над другим. По данному вопросу сложилось несколько позиций суда:

    1. Ст. 17 закона «О защите прав потребителей» имеет приоритет над ст. 32 ГПК. То есть, несмотря на предусмотренное условие о подсудности в договоре, истец может обращаться в любой суд на выбор. В таких ситуациях суды заключают, что в соглашение с потребителем нельзя включать условия, которые снижают его гарантии (согласно ст. 16 «Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя»). А пункт о том, где должен рассматриваться спор, ухудшает положение гражданина. В постановлении Пленума ВС № 17 сказано, что судья не может вернуть заявление, так как сам потребитель выбирает, в какой суд обратиться, из нескольких, которым подсудно дело.

    2. Ст. 17 закона «О защите прав потребителей» не имеет приоритета над ст. 32 ГПК. То есть суд должен рассматриваться спор по правилам договорной подсудности. В иных случаях суды считают условие о договорной подсудности приоритетным. Но занимают противоположную позицию, когда вместе с основным требованием истец просит признать условие о договорной подсудности недействительным.

     Обращайтесь к юристу по защите прав потребителя, помогу.

    20.04.2022

    Спасибо сказали 55 человек
Оставить комментарий

Смотрите также

  • Являюсь поручителем, но договор был изменён в худшую для меня сторону. Могу ли я на этом основании расторгнуть договор поручительства?

    Здравствуйте, Владимир! Помогите вот с каким вопросом. Я являюсь поручителем по кредиту у коллеги. При подписании кредитного договора на заемщика была оформлена страховка от несчастных случаев. В договоре поручительста это оговорено. Недавно случайно узнала, что по заявлению заемщика его договор страхования был расторгнут. Меня об этом банк не уведомил, моего согласия, тем более, никто не спрашивал. Я считаю, что условия кредитного договора были изменены в существенно худшую для меня сторону без моего согласия. Так как на момент подписания кредитного я знала, что если с заемщиком что-то случится, я не буду выплачивать за него кредит. Сейчас, получается, я не защищена ничем. Может ли данное обстоятельства служить достаточным основанием для расторжения договора поручительста?

  • Банк повысил ставку по кредиту без моего согласия. Правомерно ли это?

    Здравствуйте, Владимир! Столкнулась с очень спорной и неприятной ситуацией. Банк в одностороннем порядке повысил процентную ставку. Об этом я узнала из письма банка, где было написано «Наступивший финансово-экономический кризис и возобновившиеся процессы стагнации в российской экономике негативным образом отражаются на конъюнктуре финансового рынка России, что привело к увеличению стоимости денежных ресурсов. Банк, являясь субъектом финансового рынка России, не может в своей деятельности не учитывать процессы, происходящие в экономике и на финансовом рынке, и не реагировать на изменяющиеся рыночные условия (в т. ч. изменения ключевой ставки ЦБ РФ, ставки MosPrime). Учитывая выше изложенное, и в соответствии с условиями кредитного договора уведомляем Вас об увеличении процентной ставки за пользование кредитом с 15% до 22%. Данное повышение рассчитано на три месяца и является временной мерой. Через 3 месяца, в случае стабилизации ситуации на финансовом рынке, процентная ставка по кредиту может быть пересмотрена в сторону снижения.» Через две недели мне на электронный адрес был выслан новый график погашения кредита. Правомерно ли это? Должно ли данное изменение быть оформлено двухсторонним соглашением? 

  • Не могу получить деньги по вкладу из-за того, что в отделении нет наличных

    Здравствуйте, Владимир! Очень надеюсь на Ваш ответ. Я уже больше недели не могу получить в Почта банк деньги по вкладу в связи с его завершением по сроку. Сотрудники банка ничего точного, кроме как то, что у них нет наличных, сказать не могут. На мои звонки — один ответ: «Позвоните завтра». Что делать в такой ситуации?