Часто задаваемые вопросы - Трудовые споры
Бесплатная юридическая консультация по трудовым спорам
  • Галина Васильевна

    Учебная нагрузка: состав, учет и оплата

    Как регулируется рабочая нагрузка в школе, какими нормами определен ее учет и выплаты учителю? Галина Васильевна.

    Добрый день, Галина Васильевна!

    Учебная нагрузка 

    Нормируемая часть педагогической работы (учебная нагрузка)

    Для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК РФ).

    Нормируемая часть педагогической работы определяется в астрономических часах (60 минут). Она включает проводимые учебные занятия и короткие перерывы (перемены) между занятиями, в том числе «динамическую паузу» (п. 2.2 Особенностей), то есть, 45 (40 или 35) минут урока и остальное — перемена.

    В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда на федеральном уровне определяются (ч. 3 ст. 333 ТК РФ):

    — продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) (установлено Приложением № 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601);

    — порядок определения учебной нагрузки и основания ее изменения (установлено Приложением № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601);

    — случаи установления верхнего предела учебной нагрузки.

    Учебная нагрузка учителя прописывается в трудовом договоре. Ее объем определяется ежегодно на начало учебного года и устанавливается локальным нормативным актом организации (тарификационным списком) или включается в дополнительное соглашение к трудовому договору (п.п. 1.3, 1.4 Приложения № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601).

    Объем учебной нагрузки

    Объем учебной нагрузки каждого педагогического работника может быть равен норме часов, установленной за ставку заработной платы, может быть с письменного согласия педагогического работника составлять менее или более нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы. К примеру, если учитель проводит, 9, 18, 27 учебных занятий в неделю, то нормируемая часть его рабочего времени будет составлять соответственно 9, 18, 27 часов в неделю. В трудовой договор вносится фактически установленный объем учебной нагрузки (педагогической работы).

    Продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю

    Продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю — не единая категория для всех педагогических работников. 36 часов в неделю устанавливается только для педагогических работников, наименования должностей которых предусмотрены в пункте 2.1 Приложения № 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 (педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу, педагогам-психологам, социальным педагогам и т.д.). Поэтому неправомерно устанавливать учителю (то есть, приказом по школе вводить 36-часовую рабочую неделю) продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю, если объем его учебной нагрузки меньше этого значения, например, 18 часов в неделю. (Письмо Минобрнауки России от 15.10.2015 N 08-ПГ-МОН-37849).

    Ставки заработной платы, установленные за 18 часов преподавательской работы в неделю, являющиеся нормируемой частью педагогической работы, выплачиваются педагогическим работникам с учетом выполнения ими другой части педагогической работы, входящей в их должностные обязанности в соответствии с квалификационными характеристиками (п. 3.5 Методических рекомендаций, приведенных в Письме Минобрнауки России от 29.12.2017 N ВП-1992/02).

    Верхний предел учебной нагрузки у учителя в школе

    Верхний предел учебной нагрузки предусмотрен только для некоторых педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также по дополнительным профессиональным программам.

    Для педагогических работников общеобразовательных организаций федеральным законодательством он не ограничен.

    Региональные, муниципальные власти, а также общеобразовательные организации самостоятельно устанавливать его не вправе, поскольку случаи установления верхнего предела учебной нагрузки определяются исключительно федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 333 ТК РФ, разд. VII Приложения № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601).

    Существует позиция, согласно которой верхний предел ограничен статьей 333 ТК РФ. Суть ее заключается в следующем.

    Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК РФ).

    Напомним, что не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников (пп. «з» п. 2 Постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 N 41).

    В соответствии с примечанием 4 Приложения № 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 за педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы, за исключением отдельных случаев. Однако эта норма с учетом ч. 1 ст. 333 ТК РФ касается перераспределения рабочего времени в пределах 36 часов. А работа за пределами 36 часов уже требует заключения договора по внутреннему совместительству либо оформления сверхурочной работы.

    Отработка пропущенных уроков после больничного

    В период временной нетрудоспособности работник освобождается от работы. Поскольку период временной нетрудоспособности не относится к рабочему времени, для временно нетрудоспособных работников норма рабочего времени уменьшается на время их отсутствия (ч. 1 ст. 91 ТК РФ, п. 4 Письма Минтруда России от 25.12.2013 N 14-2-337). Следовательно, требовать от работника отработать часы, которые пришлись на период его отсутствия из-за временной нетрудоспособности, работодатель не вправе.

    Изменение учебной нагрузки

    Согласно общему правилу в новом учебном году у учителя по основному месту работы сохраняется объем учебной нагрузки и обеспечивается преемственность преподавания учебных предметов в классах (п. 2.3 Приложения № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601).

    Изменить объем учебной нагрузки можно по соглашению сторон трудового договора в любое время. Соглашение заключается в письменной форме.

    Снизить учителю учебную нагрузку (нормируемую часть) по своей инициативе работодатель может в случаях, когда уменьшается количество часов по учебным планам, учебным графикам, сокращается количество обучающихся или классов (классов-комплектов). При этом о снижении учебной нагрузки, а также о причинах, вызвавших такую необходимость, работодатель обязан письменно уведомить работника не позднее, чем за 2 месяца до осуществления предполагаемых изменений (п.п. 1.5 — 1.8 Приложения № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601).

    Если работник откажется работать с уменьшенной нагрузкой, работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую работу в соответствии с ч. 3 ст. 74 ТК РФ (поскольку учебная нагрузка оговаривается в трудовом договоре, при ее изменении в одностороннем порядке должны также соблюдаться положения ст. 74 ТК РФ). При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. При увольнении выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 7 ст. 178 ТК РФ).

    Неправомерное увольнение работника в случае изменения учебной нагрузки за отсутствием законных оснований или с нарушением установленной процедуры можно оспорить в суде.

    Обратиться в суд нужно в течение 1 месяца со дня увольнения.

    Основания для уменьшения учебной нагрузки: уменьшения количества часов по учебным планам, учебным графикам либо сокращения количества обучающихся, занимающихся, групп, либо сокращения количества классов (классов-комплектов).

    Например, перевод завуча на должность учителя с «передачей» ей части часов другого учителя не может являться законным основанием для изменения учебной нагрузки, поскольку такая причина изменения не поименована в Приложение № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601.

    Ненормируемая часть педагогической работы, предусмотренная квалификационными характеристиками

    Вторая часть педагогической работы (ненормируемая часть) также требует затрат рабочего времени. Однако это время не конкретизировано по количеству часов.

    К этой части относится выполнение видов работы, которая предусмотрена квалификационными характеристиками по занимаемой должности, например (п. 2.1 Особенностей):

    • подготовка к занятиям, изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей обучающихся и выполнение с ними дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы;
    • участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей);
    • ведение журнала, дневников обучающихся и работа с родителями;
    • участие в работе педагогических и методических советов;
    • участие в мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации (например, участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности);
    • периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса.

    В п. 2.3 Особенностей описано каким образом регулируется тот или иной вид ненормируемой части работы. Например, ведение журнала и дневников обучающихся осуществляется в порядке, устанавливаемом правилами внутреннего трудового распорядка, а участие в методической работе — планами и графиками организации.

    Учет рабочего времени учителя

    Законодательство, устанавливая рабочее время педагогического работника – не более 36 часов в неделю, плохо прописывает механизм учета данного рабочего времени.

    Требования ст. 91 ТК РФ: «Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником» реализуется системой учета рабочего времени, указанного в локальных нормативных актах (ЛНА), т.е. в системе учета рабочего времени в каждом конкретном педагогическом учреждении.

    Именно из-за несовершенства нормативной базы, судя по многочисленным опросам, средняя продолжительность рабочего времени учителя колеблется сейчас от 50 до 75 часов в неделю.

    Соотношения нормируемой и ненормируемой части рабочего времени

    Норм соотношения нормируемой и ненормируемой части рабочего времени для учителей нет.

    Соотношение учебной нагрузки и другой деятельности предусмотрено только для педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу (п. 6.5 Приложения № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601).

    Действия работодателя по нормированию локальными актами образовательных организаций в часах (минутах) времени выполнения иных обязанностей учителей неправомерны (Письмо от 15.10.2015 N 08-ПГ-МОН-37849).

    Например, директор не имеет права прописать в правилах трудового распорядка или приказах точное количество времени, которое он должен потратить на выполнение своих обязанностей (например, на проверку тетрадей, общение с родителями, методическую работу).

    Как заставить учителя работать 36 часов в неделю?

    Учителя нельзя заставить работать 36 часов в неделю в школе, если объем педагогической учебной нагрузки у него меньше 36 часов.

    В силу п. 2.3 Особенностей педагог самостоятельно определяет, когда он ведет подготовку к учебным занятиям и разрабатывает учебные программы, однако другие виды дополнительной работы могут также регламентироваться: правилами внутреннего трудового распорядка, локальными актами, планами и графиками образовательной организации (см. пункт 2.3 Особенностей).

    К примеру, работодатель может потребовать от педагога принять участие в педагогическом совете, проходящем в школе, однако проведение этого педагогического совета должно быть предусмотрено планом или графиком организации, либо другими внутренними документами, как это следует из содержания абзаца 5 пункта 2.3 Особенностей.

    В соответствии с Особенностями педагог должен присутствовать в образовательном учреждении в период ведения учебных занятий либо в период осуществления иных обязанностей, перечень которых дан в пункте 2.3 Особенностей и которые должны быть предусмотрены указанными в пункте 2.3 Особенностей внутренними документами.

    В иных случаях педагог может покинуть образовательное учреждение, а приказы «о необходимости находиться в школе во время работы учреждения» без привязки к исполнению каких-либо конкретных обязанностей незаконны и не подлежат применению.

    Но, по этому вопросу не сложилось однозначной судебной практики, в связи с чем следует оспаривать подобные приказы руководства в судебном порядке, не покидая территорию образовательного учреждения.

    Единственное, что четко закреплено в пункте 2.4 Особенностей — это правило о том, что в дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется. Но, к сожалению, в этом пункте идет речь только о днях недели, полностью свободных от учебных занятий, и напрямую не говорится о праве педагога уйти из школы после проведения уроков в те дни, когда уроки по расписанию есть. 

    Количество часов в день которые  должен отработать учитель на летних каникулах

    Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется ЛНА и графиками работ с указанием их характера и особенностей.

    На каникулах учителя осуществляют педагогическую (в том числе методическую и организационную работу) в пределах нормируемой части их педагогической работы, определенной им до начала каникул, а также времени, необходимого для выполнения «ненормированной части педагогической работы» (при условии, что выполнение таких работ планируется в каникулярное время).

    Эта же норма действует в отношении учителей, осуществляющих индивидуальное обучение детей на дому (разд. IV Особенностей).

    Требование работать на каникулах 36 часов в неделю незаконно. 

    Дополнительные виды работ, выполняемые за дополнительную оплату

    Дополнительные виды работ, непосредственно связанные с образовательной деятельностью, выполняются с письменного согласия учителя и за дополнительную оплату.

    Возложение на работника таких обязанностей, необходимо отразить в трудовом договоре (дополнительном соглашение к трудовому договору).

    К такой деятельности относятся (п. 2.3 Особенностей):

    • классное руководство;
    • проверка письменных работ;
    • заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками;
    • руководство методическими объединениями;
    • другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты.

    Выполнение дополнительной работы необходимо конкретизировать по времени и учитывать в ЛНА.

    Например, руководство методическими объединениями относится к дополнительным видам работ, непосредственно связанным с образовательной деятельностью.

    Такая работа выполняется на условиях дополнительной оплаты и регулируется трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) (абз. 7 п. 2.3 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536).

    Оплата внеурочной деятельности классного руководителя

    Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания «внеурочной деятельности» в рамках реализации основных общеобразовательных программ приведены в Письме Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672, а Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя утверждены Приказом Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21.

    Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы.

    В организации внеурочной деятельности могут принимать участие в том числе классные руководители. Однако это не означает, что классный руководитель обязан ее осуществлять. Функции у классного руководителя иные: организационно-координирующие, коммуникативные, аналитико-прогностические, контрольные.

    Объем (часы) реализуемой рабочей программы внеурочной деятельности входит в учебную нагрузку педагогического работника. Следовательно, эти часы учитываются при тарификации и подлежат оплате.

    Финансовое обеспечение реализации рабочих программ внеурочной деятельности осуществляется в рамках финансирования основных общеобразовательных программ за счет средств на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в рамках нормативов расходов на реализацию основных общеобразовательных программ, определяемых субъектом РФ. А доплата за классное руководство в размере не менее 5 тысяч рублей осуществляется за счет средств федерального бюджета иным способом (Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642, Письмо Минпросвещения России от 28.05.2020 N ВБ-1159/08).

    Следовательно, внеурочная деятельность не может осуществляться за счет доплаты за классное руководство.

    Режим занятий обучающихся определяется расписанием занятий, в том числе проводимых в рамках внеурочной деятельности, годовым календарным учебным графиком. Указанные документы разрабатываются образовательной организацией самостоятельно.

    Таким образом, внеурочная деятельность подлежит оплате, причем ее нельзя подменить доплатой за классное руководство. Расписание занятий, проводимых в рамках внеурочной деятельности, устанавливается образовательной организацией. Требовать проведение занятий в дни, не предусмотренные расписанием занятий, директор организации не вправе.

    Основные нарушения со стороны работодателей и способы отстаивания трудовых прав

    Чаще всего встречаются следующие нарушений со стороны работодателей:

    • приравнивание ставки к полной рабочей неделе работников других отраслей, то есть, к 36 часам (18 часов — уроки + 18 часов — нерегулируемая часть рабочего времени) и требование присутствия на работе;
    • требование присутствия в школе свыше учебной нагрузки во время каникул;
    • в предпраздничные дни – отказ от сокращенного рабочего дня;
    • неучет явных переработок (круглосуточная работа во время поездок, экскурсии в выходной день, продолжительные внеклассные мероприятия);
    • неправильный учет реального рабочего времени или вообще отказ как-либо его учитывать.

    В указанных выше случаях учителю необходимо обращаться в профсоюз, министерство образования, в трудовую инспекцию, прокуратуру, в суд.

    Имею большой и успешный опыт аналогичных споров.

    Обращайтесь к юристу по трудовым спорам, обязательно помогу.

    Август 2024 г.

    Спасибо сказали 209 человек
Оставить комментарий