Часто задаваемые вопросы - Налоговые споры
Бесплатные юридические консультации по налоговым спорам
  • Занижение налоговой базы

    Владимир, подскажите пожалуйста, в каком случае налоговая отказывает организации (налогоплательщику)  в предоставлении права на учёт расходов при определении налогооблагаемой прибыли и заявления к вычету (зачету) сумм НДС? Спасибо.

    Добрый день, Евгений!

    Недопустимость минимизации налогоплательщиком налоговых обязательств 

    Занижение налоговой базы в результате умышленного искажения данных, отражающих порядок ведения им финансово-хозяйственной деятельности

    18.07.2017 принят Федеральный закон № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

    Законом № 163-ФЗ дополнена часть первая Налогового кодекса Российской Федерации дополнена статьей 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

    Тем самым, установлен запрет на уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

    Пунктом 1 статьи 54.1 Налогвого Кодекса РФ фактически определены условия, препятствующие созданию налоговых схем, направленных на незаконное уменьшение налоговых обязательств, в том числе, путем не учета объектов налогообложения, неправомерно заявляемых льгот и т.п.

    Налоговым органам при доказывании фактов неисполнения (неполного исполнения) обязанности по уплате налогов или необоснованного получения права на их возмещение (возврат, зачет) необходимо обеспечить получение доказательств, свидетельствующих об умышленном участии проверяемого налогоплательщика в целенаправленном создании условий, направленных исключительно на получение налоговой выгоды.

    При этом, указанные действия могут быть осуществлены не только руководителем (генеральным директором) налогоплательщика, но и действиями его должностных лиц, его участников (учредителей).

    Об умышленных действиях налогоплательщика могут свидетельствовать:

    • установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности, в том числе на основании взаимозависимости спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику;
    • установленные факты осуществления транзитных операций между взаимозависимыми или аффилированными участниками взаимосвязанных хозяйственных операций, в том числе через посредников, с использованием особых форм расчетов и сроков платежей;
    • а также обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников хозяйственной деятельности и т.п.

    При этом при доказанности умышленности действий налогоплательщика, направленных на неуплату налога, налоговые обязательства, возникшие в результате таких действий, корректируются в полном объеме.

    Когда налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога 

    Положениями пункта 2 статьи 54.1 Налогового Кодекса РФ предусмотрены условия, при одновременном соблюдении которых, в случае отсутствия обстоятельств, установленных пунктом 1 статьи 54.1 НК РФ, налогоплательщик вправе по имевшим место сделкам (операциям) уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй Кодекса.

    К таким условиям относятся следующие обстоятельства:

    • основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
    • обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обстоятельство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

    Следовательно, в целях налогообложения могут быть учтены сделки (операции) по 3 критериям:

    1. основной целью совершения сделки (операции) не должна быть неуплата налога;
    2. сама сделка (операция) должна быть выполнена контрагентом (первого звена), либо лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или в силу закона;
    3. отсутствуют обстоятельства, установленные пунктом 1 статьи 54.1 Налогового Кодекса.

    Невыполнение хотя бы одного из указанных выше критериев влечет для налогоплательщика последствия в виде отказа учёта таких сделок (операций) в целях налогообложения.

    В этой связи в ходе мероприятий налогового контроля налоговый орган уделяет особое внимание исследованию обстоятельств, подтверждающих или опровергающих реальное выполнение сделки (операций) контрагентом.

    При этом, ФНС не определяет расчётным путём объём прав и обязанностей налогоплательщика, допустившего искажение действительного экономического смысла финансово-хозяйственной операции.

    При установлении налоговой инспекцией наличия в рамках заключённых налогоплательщиком сделок (операций) хотя бы одного из двух обстоятельств, определённых в пункте 2 статьи 54.1 Кодекса, налогоплательщику ФНС отказывает в праве на учёт понесённых расходов, а также заявления по ним к вычету (зачету) сумм НДС в полном объеме.

    Формальный подход при выявлении обстоятельств занижения налоговой базы или уклонения от уплаты налогов

    В пункте 3 статьи 54.1 Налогового Кодекса закреплены положения, исключающие из практики налоговых органов формальный подход при выявлении обстоятельств занижения налоговой базы или уклонения от уплаты налогов.

    В частности, предусмотрено, что такие обстоятельства как:

    • подписание первичных документов неустановленным или неуполномоченным лицом;
    • нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах;
    • наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций),

    не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным.

    Следует учитывать, что Федеральным законом от 18.07.2017 № 163-ФЗ не предусмотрено оценочное понятие «непроявление должной осмотрительности». Формальные претензии к контрагентам (нарушение законодательства о налогах и сборах, подписание документов неустановленным лицом и т.п.) при отсутствии фактов, опровергающих реальность совершения заявленным налогоплательщиком контрагентом сделок и операций, не являются самостоятельным основанием для отказа в учете расходов и в налоговых вычетах по сделкам (операциям).

    Положения пункта 2 статьи 54.1 НК РФ не предусматривают для налогоплательщиков негативных последствий за неправомерные действия контрагентов второго, третьего и последующих звеньев при совершении сделок (операций).

    Доказывание ФНС факта нереальности исполнения сделки (операции), занижения налоговой базы

    Налоговые претензии возможны только при наличии 2 обстоятельств:

    1. доказывании налоговым органом факта нереальности исполнения сделки (операции) контрагентом налогоплательщика
    2. несоблюдении налогоплательщиком условий, установленных пунктом 2 статьи 54.1 Налогового Кодекса РФ.

    Доказывание обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 Кодекса и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 54.1 Кодекса, производится налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии с разделами НК РФ:

    • V «Налоговая декларация и налоговый контроль»;
    • V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании»;
    • V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга».

    Эти положения Налогового Кодекса применяются к:

    • камеральным налоговым проверкам налоговых деклараций (расчетов), представленных в налоговый орган после дня вступления в силу Федерального закона от 18.07.2017 № 163-ФЗ;
    • выездным налоговым проверкам;
    • проверкам полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами,

    решения о назначении которых вынесены налоговыми органами после дня вступления в силу Федерального закона от 18.07.2017 № 163-ФЗ.

    Юридическая помощь по налоговоым спорам, обращайтесь.

    Спасибо сказали 27 человек
Оставить комментарий

Смотрите также

  • Обязательно ли применение ККМ при УСН?

    Здравствуйте! Вопрос о необходимости применения ККМ при УСН. Я оформил ип по УСН. Занимаюсь продажами и установками дверей, арок, откосов. Хочу спросить, а нужен ли кассовый аппарат? Обязательно ли мне иметь ККМ при УСН? Или можно бланк строгой отчетности? В чем различия, и что лучше? И скажите, для каких случаев нужна печать, или можно без печати? Спасибо большое!

  • Георг
    Справка 2НДФЛ

    Добрый день!

    Столкнулся с проблемой, справка 2НДФЛ, в одной организации приняли все хорошо, а в другой в этот же день оказали в принятии документов объяснив это тем, что справка 2НДФЛ не действительна. Объясните пожалуйста какой же все таки срок у этой справки по закону РФ?