Часто задаваемые вопросы - Налоговые споры
Бесплатные юридические консультации по налоговым спорам
  • Необоснованная налоговая выгода

    По общему правилу в случаях, не предусмотренных разделом V 1 НК РФ, налоговые органы не вправе оспаривать цену товаров (работ, услуг), указанную сторонами сделки и учтенную при налогообложении. Несоответствие примененной налогоплательщиком цены рыночному уровню не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды. Однако многократное отклонение цены сделки от рыночного уровня может учитываться в качестве одного из признаков получения необоснованной налоговой выгоды в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, указывающими на несоответствие между оформлением сделки и содержанием финансово-хозяйственной операции

    Добрый день!

    В соотвествии с ОБЗОРОМ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ РАЗДЕЛА V 1 И СТАТЬИ 269 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Верховного Суда Российской Федерации от «16» февраля 2017 года:

    Хозяйственное общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа, которым ему доначислены налоги на прибыль и на добавленную стоимость в связи с реализацией объектов недвижимости по ценам, заниженным относительно 6 рыночного уровня.

    Возражая на заявление общества, налоговая инспекция указала, что реализация имущества на нерыночных условиях имела своей целью получение необоснованной налоговой выгоды.

    Рассмотрев дело, суд первой инстанции заявленные обществом требования удовлетворил, установив, что покупателями объектов недвижимости по спорным сделкам являлись лица, которые не находились в отношениях взаимозависимости с налогоплательщиком, они действовали самостоятельно и преследовали свой коммерческий интерес, а налоговым органом не доказаны сделанные в ходе налоговой проверки выводы о совершении спорных операций без деловой цели. Судом апелляционной инстанции решение оставлено без изменения.

    Суд округа отменил состоявшиеся по делу судебные акты и направил дело на новое рассмотрение, посчитав, что установленные судами обстоятельства не опровергают доводы налогового органа о получении обществом необоснованной налоговой выгоды, поскольку в ходе судебного разбирательства соответствие цены реализации объектов недвижимости рыночному уровню проверено не было.

    Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации признала такие выводы суда округа ошибочными, указав при этом следующее.

    По общему правилу налоговые последствия совершенных налогоплательщиком операций определяются из условий совершенных им сделок, а исчисление налогов из рыночных цен вместо цен, согласованных сторонами сделки, допускается только в случаях, установленных законом (статья 40 НК РФ – до 01.01.2012, раздел V1 НК РФ – после 01.01.2012).

    Отличие примененной налогоплательщиком цены от уровня цен, обычно применяемого по идентичным (однородным) товарам, работам или услугам другими участниками гражданского оборота, не может служить самостоятельным основанием для вывода о получении налогоплательщиком 7 необоснованной налоговой выгоды, возникновении у него недоимки, определяемой исходя из выявленной ценовой разницы, поскольку судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности.

    Если налоговым органом оспаривается соответствие отраженной в налоговом учете операции ее действительному экономическому смыслу, то многократное отклонение цены сделки от рыночного уровня может учитываться в качестве одного из признаков получения необоснованной налоговой выгоды в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, порочащими деловую цель сделки (взаимозависимость сторон сделки, создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции, использование особых форм расчетов и сроков платежей и т.п).

    Наличие такой совокупности обстоятельств налоговым органом доказано не было, а одно лишь отличие примененной налогоплательщиком цены от рыночного уровня не позволяет утверждать о направленности его действий на уклонение от налогообложения, в связи с чем выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными.

    В другом деле Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации согласилась с обоснованностью доначисления налога на прибыль и налога на добавленную стоимость исходя из рыночной цены реализованного имущества (объекта недвижимости), обратив внимание на следующее.

    Покупателями имущества выступили организации, которые были созданы незадолго до заключения договоров купли-продажи и выступали взаимозависимыми лицами по отношению к налогоплательщику в силу совпадения участников и руководителей организаций, что согласно пункту 1 статьи 1051 НК РФ означает способность этих лиц оказывать влияние на условия и (или) результаты совершаемых между ними сделок и (или) экономические результаты деятельности друг друга.

    При этом указанная в договорах цена продажи объектов недвижимости 8 была многократно (в десятки раз) занижена относительно рыночного уровня, что ставит под сомнение возможность отчуждения дорогостоящего имущества на таких ценовых условиях и в отсутствие разумных экономических причин к установлению цены в заниженном размере позволяет сделать вывод, что поведение налогоплательщика и взаимозависимого с ним лица при определении условий сделок было продиктовано целью получения налоговой экономии.

    Следовательно, у налогового органа имелись основания для определения прав и обязанностей общества исходя из уровня дохода, который был бы получен налогоплательщиком в случае реализации недвижимости на обычных (рыночных) условиях.

    Юридическая помощь в налоговых спорах в судах, обращайтесь.

    Спасибо сказал 81 человек
Оставить комментарий

Смотрите также

  • Возможно ли выиграть спор с Налоговыми органами по доначислениям по земельному налогу?

    Добрый день. С физическим лицом, являющимся плательщиком земельного налога произошла следующая ситуация: За 2010-2012г. физическое лицо уплачивало налог с находящихся в собственности земель по уведомлениям на уплату земельного налога, которые приходили из налоговой службы. Кадастровая стоимость земли определялась из расчета ставки 0,2 процента. В конце 2013г. из налоговой службы пришел перерасчет по земельному налогу за 2010-2012г., в котором кадастровая стоимость земли определялась из расчета ставки 1,5 процента. Налоговая служба исходя из ставки 1,5 (вместо ранее используемой 0,2) увеличила ранее начисленный МИФНС и уплаченный физическим лицом за 2010-2012г. почти в 8 раз, а также насчитала пени за несвоевременную уплату налога. Сумма, указанная в налоговом требовании к доплате физическим лицом составила порядка 1,8 млн. рублей. Это неподъемная сумма для физического лица, поскольку его заработок составляет около 30000 рублей в месяц, на обеспечении находятся престарелые родители и несовершеннолетний ребенок. В налоговой сообщили, что они в 2010-2012г. ошибочно использовали неверную ставку 0,2 процента, вместо установленных 1,5 процентов для расчета Земельного налога. В конце 2013г. налоговыми органами эта ошибка была обнаружена. Поэтому, они правомерно пересчитали налог по этой ставке и доначислили пени. Физическое лицо отказалось погасить задолженность в добровольном порядке в установленные Налоговым законодательством сроки, поэтому Налоговый орган обратился в суд с иском о взыскании с физического лица неуплаченной суммы налога. Сообщите, пожалуйста, правомерны ли действия налоговых органов? Имеется ли возможность выиграть спор с Налоговыми органами, или хотя бы уменьшить сумму доначислений? На какие законодательные акты и законы следует обратить внимание физическому лицу при подготовке отзыва в суд на исковое заявление Налоговой Службы? 

  • Необоснованная налоговая выгода

    Может ли схема по переуступке прав требований выявить необоснованную налоговую выгоду?

  • Налоговый контроль цен

    Налоговый контроль за соответствием примененных налогоплательщиком цен рыночному уровню осуществляется непосредственно Федеральной налоговой службой России согласно разделу V1 НК РФ и по общему правилу не может выступать предметом выездных и камеральных проверок, проводимых нижестоящими налоговыми инспекциями.