Часто задаваемые вопросы - Налоговые споры
Бесплатные юридические консультации по налоговым спорам
  • Александра

    Инспекция не соблюдает сроки при вынесении решений налоговой проверки, что делать?

    Владимир, налоговики нарушают сроки при взыскании налоговой задолженности, подскажите каковы наши правовые перспективы оспаривания действий ФНС: законно ли взыскание налогов, начисленных в таком решении и возможно ли признание незаконным (недействительным, отмена) такого решения?

    Добрый день, Александра!

    Сроки, установленные ст. 48 НК РФ 

    При принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть последовательно соблюдены все сроки, установленные ст. 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

    Положения ст. 48 НК РФ во взаимосвязи с иными нормами данного кодекса не предполагают возможности бессрочного взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, направлены на установление надлежащего механизма реализации налогоплательщиками налоговой обязанности при предоставлении гарантий судебного контроля за действиями налогового органа.

    Сроки, установленные ст. 70 НК РФ

    В ст. 70 НК РФ федеральный законодатель, действуя в рамках своей дискреции, установил сроки направления требования налогоплательщику.

    Так, оспариваемое законоположение устанавливает, что требование должно быть направлено налоговым органом налогоплательщику не позднее 3-х месяцев со дня выявления недоимки.

    Указанную дату выявления недоимки налоговое законодательство не связывает:

    • с датой образования соответствующей недоимки;
    • сроками проведения налоговой проверки;
    • трехлетним предельным сроком глубины охвата выездной налоговой проверки или датой принятия решения по ее результатам;
    • сроком давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Таким образом, статья 70 Налогового кодекса Российской Федерации, как определяющая исключительно срок направления налоговым органом требования налогоплательщику, не регулирует иных вопросов, связанных с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов.

    Практика судов о несоблюдении налоговым органом сроков привлечения налогоплательщика к ответсвенности и уплате недоимки

    См. Определение Конституционного Суда РФ от 20.07.2023 N 2164-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лебедева Марата Юрьевича на нарушение его конституционных прав статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации", а также определения КС РФ от 31 января 2023 г. № 211‑О, от 28 сентября 2023 г. № 2226‑О, от 27 декабря 2023 г. № 3537‑О, от 20 апреля 2017 г. № 790‑О, от 29 сентября 2020 г. № 2318‑О, постановление Президиума ВАС от 25 июля 2006 г. № 11366/05, определение ВС РФ от 31 октября 2017 г. № 305‑КГ17‑5672.

    Положения НК РФ, устанавливают:

    • 2-х месячный срок на принятие решения о взыскании сумм налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (п. 3 ст. 46 НК РФ);
    • 1 годичный срок на принятие решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика во внесудебном порядке;
    • 2-х летний срок на взыскание налога за счет имущества налогоплательщика в судебном порядке (п. 1 ст. 47  НК РФ);
    • 20-ти дневный срок на направление налогоплательщику требования об уплате налога (п. 2 ст. 70 НК РФ;
    • срок на принятие решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).

    Данные нормы не содержат неопределенности и не предполагают их произвольного применения, в том числе в части исчисления и применения предусмотренных ими сроков.

    При этом, несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке.

    Поэтому, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.

    Несвоевременное совершение налоговым органом действий по взысканию налоговой задолженности не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно – в последовательности и продолжительности, установленной НК РФ.

    Пропущенный налоговой инспекцией по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом.

    О законности решения налоговой инспекции с пропуском сроков проведения контрольных мероприятий и вынесения решения

    Следовательно, оспариваемые положения НК РФ как сами по себе, так и с учетом практики их применения предполагают необходимость учета нарушения налоговым органом сроков проведения контрольных мероприятий и вынесения по их результатам решения при оценке судом правомерности реализации налоговым органом права на принудительное взыскание налоговой задолженности.

    Таким образом, взыскание налогов, начисленных в решении налоговой, которое было вынесено за пределами совокупности сроков, установленных налоговым законодательством, незаконно.

    О возможности признать незаконным решение налоговой с пропуском сроков

    Признание незаконным (недействительным, отмена) такого решения безусловно возможна, в нижеуказанных случаях.

    Доводы о несоблюдении установленных в НК РФ сроков могут быть заявлены налогоплательщиком в суде:

    • в рамках оспаривания либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного ему на основании ст. 70 НК РФ;
    • в рамках оспаривания решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со ст. 46 НК РФ;
    • в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом по правилам ст. 46 НК РФ.

    См.  п. 31 Постановления Пленума от 30 июля 2013 г. № 57 и Определение ВС от 22 июля 2019 г. № 305‑ЭС19‑2960.

    Имею большой и успешный опыт решения налоговых споров.

    Обращайтесь к юристу по налоговым спорам, обязательно помогу.

    Март 2024

    Спасибо сказали 97 человек
Оставить комментарий

Смотрите также

  • Доначисление налога на прибыль
    Доначисление прямых налогов по результатам выездной налоговой проверки в целях правильного определения размера налоговых обязательств, влечет необходимость уменьшения налоговым органом налоговой базы по налогу на прибыль на указанные суммы при условии, что проверка правильности исчисления налога на прибыль входила в предмет выездной налоговой проверки.
  • Экспертиза по налогам

    При разрешении вопроса о назначении судебно-экономической экспертизы по спорам, связанным с применением раздела V1 НК РФ, следует принимать во внимание, направлено ли проведение экспертизы на устранение 16 недостатков налоговой проверки, либо она необходима для устранения сомнений в достоверности и противоречий в представленных доказательствах.

  • Обжалование результатов выездной налоговой проверки

     Как признать результат выездной налоговой проверки недействительным?