Часто задаваемые вопросы - Миграционный юрист
Бесплатные юридические консультации по миграционным спорам
  • Ульяна

    Фиктивная регистрация граждан

    Доброе утро, Владимир. Объясните мне, какая будет идти уголовно-правовая характеристика фиктивной регистрации (постановки на учет) по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации?

    Доброе утро, Ульяна!

    Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 376-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) были дополнены ст. ст. 322.2 и 322.3, предусматривающими ответственность за осуществление фиктивной регистрации (постановки на учет) по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении на территории РФ. Основополагающей целью указанных новелл уголовного закона является, прежде всего, борьба с "резиновыми квартирами", в которых на квадратном метре жилой площади могут быть зарегистрированы десятки лиц, являющихся как гражданами РФ, так иностранными гражданами или лицами без гражданства. Так, в 2011 году зафиксировано более 6,4 тыс. адресов, по которым проживало почти 300 тыс. лиц, причем в последующие два года приведенный показатель вырос в два раза. Как отмечает С.В. Борисов, "обоснованием криминализации является значительное количество адресов, по которым граждане регистрируются фиктивно, то есть без намерения реально проживать в соответствующих помещениях" , что, в свою очередь, затрудняет их учет, а значит и нарушает нормальную деятельность компетентных органов по осуществлению миграционного контроля и надзора, а также затрудняет осуществление прогнозирования внутренней и внешней миграционной ситуации в России. Сведения регистрационного и миграционного учетов весьма важны для эффективной реализации большинства государственных функций: охраны прав и свобод человека и гражданина; обеспечения правопорядка; экономической функции; осуществления налогообложения; социальной защиты; обеспечения обороны и безопасности, охраны общественного порядка и др.

    Основным непосредственным объектом преступлений, предусмотренных ст. ст. 322.2 и 322.3 УК РФ, выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность федеральных органов исполнительно власти РФ по контролю и надзору в сфере миграции, связанную с регистрацией (постановкой на учет) по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении на территории РФ граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.

    В силу ярко выраженного бланкетного характера исследуемых норм предварительно необходимо раскрыть содержание используемой в них законодателем терминологии. В ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" закреплена обязанность граждан РФ регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ: "Регистрация гражданина РФ по месту жительства (пребывания) - постановка гражданина РФ на регистрационный учет по месту жительства (пребывания), то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте проживания (пребывания) гражданина РФ и о его нахождении в данном месте проживания (пребывания). Местом пребывания признается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина РФ жилое помещение, в которых он проживает временно. Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства".
    Порядок регистрации граждан РФ по месту жительства (пребывания) утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (в ред. от 05.02.2016) "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации".
    Что касается порядка регистрации по месту пребывания, то согласно ст. 9 данного Постановления "граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания; документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

    Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению с нанимателями (ст. 10). Регистрация гражданина по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, медицинской организации, на туристской базе или в ином подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производится по прибытии такого гражданина администрацией соответствующего учреждения на основании документов, удостоверяющих личность (ст. 14)".

    Имеет свои особенности и порядок регистрации по месту жительства. Так, в соответствии со ст. 16 рассматриваемого Постановления "гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством РФ основанием для вселения в жилое помещение. По общему правилу органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов, регистрируют граждан по месту жительства и выдают гражданину или лицу, ответственному за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, от которых поступили документы, паспорт гражданина с отметкой о регистрации по месту жительства или свидетельство о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста (п. 18)".
    Для иностранных граждан и лиц без гражданства существует особый порядок регистрации (постановки на учет) по месту жительства (пребывания), который закреплен в Федеральном законе от 18.07.2006 N 109-ФЗ (в ред. от 28.11.2015) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", а также в Постановлении Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (в ред. от 12.09.2016) "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".

    Так, в соответствии с положениями гл. 3 данного Закона постоянно или временно проживающий в РФ иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории РФ, обязан зарегистрироваться по адресу указанного помещения. Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета.

    В гл. 4 цитируемого Закона регламентирован порядок постановки на учет по месту пребывания в жилом помещении в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания. Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания иностранный гражданин (лицо без гражданства) обязан предоставить следующие документы:

    • по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый РФ в этом качестве, а также миграционную карту;
    • после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления.

    В свою очередь принимающая сторона должна предоставить:

    • уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи;
    • передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.

    По юридической конструкции составы преступлений, предусмотренных ст. ст. 322.2 и 322.3 УК РФ, являются формальными. Исходя из этого объективная сторона указанных преступлений содержит единственный признак - деяние в форме действия. Согласно ст. 2 Закона РФ N 5242-1 (в ред. от 02.06.2016) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и п. 1 примечания к ст. 322.3 УК РФ под фиктивной регистрацией (постановкой на учет) по месту пребывания или по месту жительства в помещении на территории РФ следует понимать регистрацию (постановку на учет) граждан РФ, иностранных граждан или лиц без гражданства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации (постановки на учет), либо их регистрацию (постановку на учет) в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрацию по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанных лиц.

    На основании приведенного понятия фиктивной регистрации (постановки на учет) объективная сторона анализируемых преступлений может быть выражена в совершении следующих альтернативных действий:
    1) регистрация (постановка на учет) по месту пребывания или по месту жительства граждан РФ, иностранных граждан или лиц без гражданства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов.
    В этой связи представляет интерес следующее уголовное дело по обвинению Е. в совершении преступления, предусмотренного ст. 322.2 УК РФ. Так, Е., являющийся собственником жилого помещения, имея умысел, направленный на предоставление фиктивной регистрации гражданке РФ О. по месту жительства в жилом помещении в РФ, передал последней заверенное нотариально заявление, дающее право на согласие на постановку на регистрационный учет по месту жительства в принадлежащем ему жилом помещении, копию свидетельства о государственной регистрации права собственности указанного жилого дома, зная о том, что жилой дом по указанному адресу полностью уничтожен огнем в 2015 году и строение дома отсутствует. В результате предоставления указанных ложных сведений О. была поставлена на регистрационный учет по указанному адресу (Архив мирового суда Фировского района Тверской области. Уголовное дело N 1-19/2016);
    2) регистрация (постановка на учет) по месту пребывания или по месту жительства граждан РФ, иностранных граждан или лиц без гражданства без намерения у них пребывать или проживать в нем;
    3) регистрация (постановка на учет) по месту пребывания или по месту жительства граждан РФ, иностранных граждан или лиц без гражданства без намерения предоставить им эти помещения для пребывания или проживания.
    Так, интересен следующий пример из судебной практики. С. была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ. Как установил суд, С., получив от неустановленного следствием лица информацию о необходимости с целью соблюдения установленного порядка регистрации, передвижения и выбора места жительства иностранным гражданам уведомлять органы миграционного контроля об их месте пребывания и понимая то, что без данного уведомления их пребывание на территории РФ незаконно, и осознавая возможность получения для себя экономической выгоды, действуя из корыстных побуждений, в нарушение п. 7 ст. 2 ФЗ N 109 "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", фактически не являясь принимающей стороной, то есть согласно п. 7 ст. 2 вышеуказанного Закона гражданином РФ, у которого иностранный гражданин или лицо без гражданства фактическим проживает (находится), либо у которого иностранный гражданин или лицо без гражданства работает, фактически не предоставляя места пребывания иностранным гражданам, умышлено, осознавая, что ее действия незаконны, совершила фиктивную постановку на учет иностранных граждан Н. и Г. по месту пребывания в жилом помещении в РФ путем направления уведомлений о прибытии иностранных граждан в место пребывания по адресу... (Архив Чеховского городского суда Московской области. Уголовное дело N 1-166/2016).

    Моментом окончания преступлений, предусмотренных ст. ст. 322.2 и 322.3 УК РФ, следует признавать факт постановки на учет или факт регистрации, который должен иметь документальное подтверждение. В теории имеется позиция, противоположная представленной. Так, С.П. Бондарев моментом окончания применительно к ст. 322.2 УК РФ предлагает признавать факт представления лицом в орган регистрационного учета соответствующих документов. Иными словами, по мнению цитируемого автора, момент окончания преступления связан с моментом подачи документов для регистрации, а не с регистрацией. Данная позиция видится не вполне обоснованной, так как исходя из буквального толкования терминов "регистрация", "постановка на учет" исследуемые преступления признаются оконченными именно после осуществления регистрации (постановки на учет) соответствующих лиц, а не после подачи документов, необходимых для их совершения. Кроме того, в момент подачи соответствующих документов процессуально и криминалистически невозможно задокументировать и доказать факт фиктивной регистрации (постановки на учет), связанной с отсутствием намерения у лиц пребывать или проживать в жилом помещении, либо с отсутствием намерения предоставить лицам жилые помещения для пребывания или проживания, в связи с тем что в период рассмотрения поданных документов указанные лица не обязаны пребывать или проживать в этих жилых помещениях.

    Дальнейшее пребывание или проживание в жилом помещении на территории РФ соответствующих лиц без регистрации (без постановки на учет) образуют составы административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 19.15.1 и 18.8 КоАП РФ.

    Субъект преступлений, предусмотренных ст. ст. 322.2 и 322.3 УК РФ, общий (физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста). Тем не менее, основываясь на специфике объективной стороны приведенных деяний, можно выделить следующие виды субъекта, а именно:
    1) собственник или иной владелец жилого помещения на территории РФ, который в нем регистрирует (ставит на учет) граждан РФ, иностранных граждан или лиц без гражданства, без намерения предоставить это помещение для пребывания или проживания;
    2) гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, который(ое) зарегистрирован(о) (поставлен(о) на учет) в жилом помещении на территории РФ, без намерения пребывать или проживать в нем;
    3) должностное лицо или государственный служащий, не являющийся должностным лицом, федерального органа исполнительной власти РФ по контролю и надзору в сфере миграции, чья деятельность связана с приемом (передачей) документов и (или) принятием решения о регистрации (постановке на учет), а также указанные выше лица, представившие заведомо недостоверные (ложные) сведения или документы для регистрации или постановки и на учет.

    Очевидно, что общественная опасность исследуемого преступления в зависимости от его субъекта разная, однако это обстоятельство не нашло своего отражения в диспозиции соответствующей нормы.

    При совершении анализируемых деяний должностным лицом или государственным служащим, не являющимся должностным лицом, федерального органа исполнительной власти РФ по контролю и надзору в сфере миграции, дополнительной квалификации по ст. 292 ("Служебный подлог") УК РФ не требуется.

    В научной литературе изложена позиция, согласно которой субъект преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ, может быть только специальным, а именно "должностное лицо ФМС". Однако, как показал анализ признаков объективной стороны указанного преступления, его субъектом может быть не только должностное лицо ФМС, но и другие категории лиц.

    Субъективная сторона исследуемых деяний характеризуется только прямым умыслом, т.к. составы по юридической конструкции являются формальными. Виновное лицо осознает общественную опасность фиктивной регистрации (постановки на учет) и желает этого. Мотив и цель указанных преступлений на квалификацию не влияют, однако должны учитываться судом при назначении наказания. Как показывает изучение судебно-следственной практики, корыстный мотив был установлен в 62% случаев, что позволяет говорить о необходимости учета данного обстоятельства при конструировании диспозиции рассматриваемого преступления. У виновного лица умысел на фиктивную регистрацию (постановку на учет) в жилом помещении на территории РФ возникает до ее осуществления, о чем свидетельствует изначальное отсутствие намерения пребывать (проживать) в них либо предоставлять их для (проживания). В том случае если лицо прекратило пребывать (проживать) в жилом помещении без снятия с регистрации (учета), в котором оно зарегистрировано (поставлено на учет), то в его действиях составы преступлений, предусмотренные ст. ст. 322.2 и 322.3 УК РФ, отсутствуют.

    В примечании к ст. 322.2 УК РФ и п. 2 примечания к ст. 322.3 УК РФ содержатся поощрительные нормы, являющиеся специальным видом освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 322.2 УК РФ или 322.3 УК РФ, в обязательном порядке подлежит освобождению от уголовной ответственности, в случае если: 1 - данное лицо способствовало раскрытию совершенного им преступления; 2 - в его действиях не содержится иного состава преступления.

    Применительно к данным нормам под способствованием раскрытию совершенного преступления следует понимать "добровольную деятельность подозреваемого, обвиняемого как на этапе предварительного следствия, так и на судебной стадии рассмотрения уголовного дела, по оказанию эффективной помощи в установлении обстоятельств совершенного преступления". В частности, такая деятельность может быть выражена "в даче признательных и правдивых показаний, оказании помощи в организации и проведении процессуальных и следственных действий, установлении иных соучастников, а также в их розыске, объяснении своей роли и роли соучастников в совершенном преступлении, подробном описании способа совершения преступления, выдаче орудий, средств совершения преступления, предоставлении документов и иных вещественных доказательств, сообщении о причинах и условиях, способствовавших совершению преступления и т.д.".
    Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. N 19 "О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности" лицо подлежит освобождению от ответственности на основании соответствующего примечания и в случае совершения им совокупности преступлений (т.е. наличия в действиях лица иного состава преступления), но это не подразумевает, что оно также будет освобождено от ответственности и за совершение иного преступления, входящего в эту совокупность.

    В связи с тем, что исследуемое деяние относится к категории преступлений небольшой тяжести (санкция предусматривает в качестве наиболее строгого наказания лишение свободы на срок до 3 лет), в отношении виновного лица допустимо применение общей поощрительной нормы, предусмотренной ч. 1 ст. 75 УК РФ (освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием), однако только в том случае, если примечание применить невозможно.

    Юридическая помощь, обращайтесь.

    Спасибо сказали 39 человек
Оставить комментарий

Смотрите также