юрист
Пример: «Куда подать иск»
-
Истребование имущества
Имеется объект недвижимого имущества. Имеется два юридических лица: Лицо «А» коммерческая организация и Лицо «Б» - государственное учреждение. Данный объект, лицо «А» ,приобрело в рамках договора купли-продажи в 2010 году, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права. Также на данный объект имеется свидетельство о государственной регистрации прав у Лица «Б», документы-основания распоряжения главы. Лицо «Б» обратилось в арбитражный суд с иском, где просит суд "обязать-передать имущество". Какими доводами Лицо «А» должно оперировать, что бы не утратить спорное имущество из своего владения?
Добрый день, Валентин!
Покупатель может сослаться и доказать факт добросовестности приобретателя. Покупатель признается добросовестным, если не знал и не мог знать, что имущество приобретено у лица, не имеющего права его отчуждать. Таким образом, речь идет не только о позитивном знании, но также и о грубой неосторожности, при которой приобретатель, исходя из сопутствующих сделке обстоятельств, должен был усомниться в праве продавца на отчуждение имущества. При этом, в соответствии с п. 7 Информационного письма ВАС РФ № 126 подлежит доказыванию со стороны истца, что, несмотря на наличие соответствующей регистрационной записи, ответчик знал об отсутствии у лица права на отчуждение недвижимого имущества. В свою очередь покупатель может доказать, что проявляя обычную степень осмотрительности, предпринял дополнительные меры, направленные на проверку юридической судьбы вещи (следует учитывать, что на приобретателя накладываются дополнительные обязанности по проверке заключаемой сделки и он не может полагаться только на реестр). Безусловным основанием для вывода об отсутствии добросовестности является наличие записи в реестре о судебных запретах на совершение распорядительных действий со спорным имуществом вследствие принятия обеспечительных мер судом, поскольку приобретатель, проявив должную внимательность и осмотрительность, не мог об этом не узнать, так как имел возможность получить информацию непосредственно из ЕГРП (постановление Президиума ВАС РФ от 24.05.2012 № А27-11489/2010). Заслуживает внимания постановление Президиума ВАС РФ от 05.04.2011 по делу № А65-26510/2010-СГЗ-12. В рамках настоящего спора суд надзорной инстанции пришел к выводу об отсутствии добросовестности у лиц, являющихся приобретателями объектов недвижимости по последовательно заключенным сделкам по отчуждению спорных объектов, совершенным после возбуждения надзорного производства определением ВАС РФ и передачи дела на рассмотрение Президиума. Названные судебные акты размещались на официальном сайте ВАС РФ, были общедоступными, поэтому должны были быть известны как отчуждателю, так и иным лицам, участвующим в совершении упомянутых сделок. В другом постановлении Президиума ВАС РФ от 05.04.2011 № А65-1798/2010-СГЗ-13 по спору между теми же лицами, но с другим предметом — о признании недействительными сделок по отчуждению недвижимого имущества, был подтвержден вывод об отсутствии на стороне приобретателей добросовестности. В обоснование суд указал на то, что объекты, находившиеся у одного и того же лица с момента их постройки с 1983 года, сменили за несколько месяцев четырех титульных собственников. Двое из них были созданы и зарегистрированы в качестве юридических лиц непосредственно под сделки о приобретении спорных объектов недвижимости лицом, распорядившимся данным имуществом. То есть в судебном акте нашло отражение и положение, в соответствии с которым выступление на стороне отчуждателя и приобретателя экономически тождественных лиц является одним из фактов, свидетельствующих о том, что лицо знало или должно было знать об отсутствии полномочий на распоряжение у отчуждателя. По другому делу суды пришли к выводу об отсутствии оснований считать, что приобретателю было известно о наличии притязаний третьих лиц на недвижимость и об отсутствии у отчуждателя прав по распоряжению вещью. Такой вывод суд сделал, несмотря на то, что на момент заключения договора купли-продажи нежилого помещения шло судебное разбирательство. Данный вопрос освещался лишь только в местных и региональных средствах массовой информации, не относящихся к числу общеизвестных и доступных изданий, признанных официальными действующим законодательством, тогда как ответчик по виндикационному иску находился в Москве (постановление ФАС ЦО от 12.07.2010 № А35-4704/2009). Напротив, при рассмотрении иного спора суды указали, что приобретатель должен был предпринять дополнительные меры, направленные на проверку юридической судьбы спорного объекта, и знать, что ведется судебный спор о совершении в короткие сроки нескольких последовательных сделок по отчуждению спорного объекта (постановление ФАС УО от 16.10.2013 № А71-13195/2012). Таким образом, следует сделать вывод, что если покупатель уже получил имущество в фактическое владение, то он может лишиться приобретенного имущества только в одном из двух случаев. А именно, если суд: удовлетворит предъявленный прежним собственником (не стороной по договору) виндикационный иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения; признает заключенный договор купли-продажи недействительным и применит последствия недействительности сделки в виде реституции (возврата ранее полученного). Виндикационный иск (иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения) наряду с негаторным иском и иском о признании права собственности – один из основных вещно-правовых способов защиты права собственности. Условия, при которых собственник может истребовать имущество даже от добросовестного приобретателя, названы в статье 302 Гражданского кодекса РФ: имущество выбыло из владения собственника помимо его воли (либо помимо воли лица, которому собственник доверил свое имущество); покупатель (ответчик) приобрел имущество безвозмездно. Из этих правил можно вывести следующую формулу. Имущество не может быть истребовано у добросовестного приобретателя, если оно приобретено добросовестно и возмездно и при этом выбыло из владения собственника по его воле (например, на основании договора купли-продажи). Прежний собственник имеет право предъявить виндикационный иск даже после того, как запись о праве собственности на нового владельца уже внесена в ЕГРП. Однако собственник должен доказать «факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли» (абз. 1 п. 39 постановления № 10/22). В пункте 1 статьи 302 Гражданского кодекса РФ понятие «выбытие имущества помимо воли собственника» ограничивается конкретными примерами: утеря, хищение. Поэтому решение вопроса о том, как именно имущество выбыло из владения собственника (по его воле или против воли), в каждом конкретном случае остается на усмотрение суда. Таким образом, можно сделать вывод, что позиция ответчика – добросовестного приобретателя более выигрышная, чем позиция истца – собственника. В большинстве случаев приобретатель считается добросовестным при наличии «чистой» выписки из ЕГРП, а вот собственник должен еще доказать, что имущество выбыло из его владения помимо его воли.
-
Право собственности на земельный участок
В 1995г.Решением Валаамского поселкового Совета мне были предоставлены два земельных участка, один 6-ть соток под личное подсобное хозяйство и второй 14-ть соток под огородничество . На руки мне выдали копию решения и схему расположения земельных участков. В 1996г. Постановлением Сортавальской районной администрации данные земельные участки были закреплены за мной на праве пожизненного наследуемого владения для ведения личного подсобного хозяйства. Этим же Постановлением были предоставлены земельные участки и многим другим жителям поселка Валаам. На руки нам выдали копию Постановления и общею схему расположения предоставленных земельных участков без уточнения границ и координатных точек. Предоставленными нам земельными участками мы пользуемся открыто и непрерывно уже более 20-ти лет.
В 2014г. в соответствии с действующим законодательством, по декларации, я поставила земельные участки на кадастровый учет им были присвоены кадастровые номера. В том же 2014г. на основании правоустанавливающих документов ( Решение Валаамского поселкового Совета народных депутатов от 1995г.,Постановления Сортавальской районной администрации от 1995г., а также архивной справки и выписки из похозяйственной книги) на данные земельные участки и объекты недвижимости расположенные на данных земельных участках, было зарегистрировано право собственности.
С целью осуществления своего права на постановку участков на кадастровый учет с уточнением границ и координатных точек, мы провели геодезические работы по съемке наших участков по фактическому землепользованию, по границам существующих заборов. В результате проведенных геодезических работ выяснилось, что все наши земельные участки вошли во вновь образуемые земельные участки которые были поставлены на кадастровый учет в 2007г. и в 2010г. и в последствии сданы в аренду третьим лицам. Границы вновь образуемых земельных участков были проведены по территории наших земельных участков, которые были отделены существующими заборами и по существующим на тот момент обьектов недвижимости т.е. границы были проложены прямо по центру зданий и сооружений. При постановке вновь образуемого земельного участка на кадастровый учет, мы как землепользователи земельных участков не были извещены об образовании нового участка. Третье лицо требует, чтобы мы освободили свои земельные участки предоставленные нам в пожизненное наследуемое владение.
В апреле 2015г. прокурор города Сортавала обратился с исковым заявлением в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов государства с требованием о признании отсутствующим права собственности, права пожизненного наследуемого владения на предоставленные мне земельные участки и сносе самовольных построек. Прокурор выступил в качестве единственного истца, другого истца в процессе нет. Я являюсь ответчиком по данному делу. Вторым ответчиком признана администрация муниципального района.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что данные земельные участки входят в границы территории обьектов культурного наследия, выявленных обьектов культурного наследия, а также в границы особо охраняемой территории природного парка « Валаамский архипелаг», границы данных обьектов законодательно не установлены. Согласно кадастровых паспортов спорные земельные участки отнесены к категории земли поселений, к землям особо охраняемых территорий и обьектов не относятся. Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на обьекты культурного наследия, выявленные обьекты культурного наследия и особо охраняемая территория природного парка на которые ссылается прокурор в Реестре права а также ограничения и обременения не зарегистрированы. В официальном заключении Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Карелия предоставленного в суд, указано, что спорные земельные участки отнесены к категории земли населенных пунктов, категория земельных участков не менялась в категорию ООПТ не переводились из оборота не изъяты, в границы территории обьектов культурного наследия и выявленных обьектов культурного наследия не входит. Не смотря на то, что истец не представил доказательства в обоснование своих требований, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Также суд обязал меня снести сооружения которые не являются обьектами недвижимости и носят временный характер, а именно теплицы, гараж и нежилой дом, которые не имеют фундаментов и прочно с землей не связаны. Свое решение суд обосновал тем, что спорные земельные участки находятся на не существующей территории обьектов культурного наследия, выявленных обьектов культурного наследия и на территории ООПТ природный парк.
При подготовке дела к судебному разбирательству, я сделала письменное заявление о применении срока исковой давности. Свое заявление я обосновала тем, что собственник земельного участка (администрация) знала об использовании мной земельного участка с 1995г. за все это время ко мне претензий не было, земельными участками я пользуюсь открыто и непрерывно более 20-ти лет. Прокурор против данного заявления возражает. Мотивирует тем, что о государственной регистрации права на данные земельные участки он узнал только в 2015году в связи, с чем срок им не пропущен.
В 2017г. федеральными органами в осуществлении земельного надзора. Осуществлялась проверка на соблюдение земельного законодательства по использованию мной земельных участков. Согласно составленного акта нарушений земельного законодательства не выявлено, земельные участки используются по целевому назначению и в соответствии с разрешенным использованием. Площади земельных участков не превышают площади земельных участков находящихся в собственности. В настоящее время данное дело рассматривается в Верховном Суде РК в апелляционном порядке. Дело к рассмотрению назначено на 23.12.2017г.
Вопрос??? Как доказать в суде, что прокурором пропущен срок исковой давности и то, что прокурор не является материально заинтересованным лицом по донному иску, а другого истца в деле нет. Как доказать в суде, что сооружения не являющиеся объектами недвижимости не подлежат сносу по ст. 222 -
Включение в реестр недобросовестных поставщиков
Решением арбитражного суда по другому делу расторгнут муниципальный контракт ввиду существенного нарушения обязательств исполнителем.
В связи с этим заказчик обратился в антимонопольный орган для решения вопроса о включении исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков.
Приказом антимонопольного органа исполнитель включен в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
Не согласившись с этим приказом и указывая на то, что антимонопольный орган нарушил срок включения информации в реестр, исполнитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании данного приказа недействительным и об обязании антимонопольного органа исключить исполнителя из реестра недобросовестных поставщиков.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями п. 12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1062 (далее – Правила № 1062), и исходил из того, что информация о недобросовестном поставщике во всех случаях проверяется антимонопольным органом и включается в реестр на основании решения. Возможность вынесения приказа, являющегося внутренним документом антимонопольного органа без соответствующей проверки, вместо решения названными Правилами не предусмотрена.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями п. 7 приказа Федеральной антимонопольной службы от 27 августа 2007 г. № 267 «О ведении реестра 95 недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках» (далее – приказ № 267) и установил, что антимонопольным органом не нарушены положения Правил № 1062, поскольку они не распространяются на случаи, когда основанием включения в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупок является решение суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением его условий. Расторжение контракта по решению суда в связи с существенным нарушением исполнителем условий контракта является безусловным основанием для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Суд также указал, что нарушение срока, установленного для размещения сведений в реестре недобросовестных поставщиков, не свидетельствует о незаконности действий заказчика и управления по направлению сведений и вынесению оспариваемого приказа и включению сведений в реестр, основаниями для совершения которых являются обстоятельства, указанные в ч. 2 ст. 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).
Арбитражный суд округа отменил постановление суда апелляционной инстанции и оставил в силе решение суда первой инстанции.
Прав ли окружной арбитражный суд?
-
Банковская гарантия по госконтракту
Государственный заказчик (далее – заказчик) разместил на сайте Единой электронной торговой площадки извещение и аукционную документацию о проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг.
Документацией об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта предусмотрено требование об обеспечении исполнения государственного контракта в виде безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, или в виде передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения государственного контракта, установленном документацией об аукционе.
Поскольку при проведении открытого аукциона цена контракта была снижена до нуля, открытый аукцион в электронной форме проводился на право заключить контракт.
Победителем было признано общество, предложившее наиболее высокую цену за право заключения государственного контракта.
В качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту общество представило банковскую гарантию. После уплаты цены за право заключения контракта заказчик и общество заключили контракт, в котором предусмотрели условия обеспечения исполнения обязательств по нему.
Заказчик направил в банк запрос с просьбой подтвердить достоверность и факт выдачи банковской гарантии.
Банк подтвердил указанные обстоятельства, однако через два месяца сообщил, что банковская гарантия не выдавалась и установлены мошеннические действия использования ложных сайтов с недостоверной информацией кредитной организации при проведении тендеров для получения государственных и муниципальных заказов.
Заказчик предложил обществу представить пояснения по вопросу утраты обеспечения исполнения по контракту, в случае подтверждения утраты обеспечения подписать соглашение о расторжении контракта. Исполнение по контракту сторонами не осуществлялось.
В последующем заказчик, сославшись на нарушение обществом обязательства по государственному контракту в связи с непредставлением надлежащего обеспечения, уведомил общество об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
Общество обратилось в арбитражный суд с иском к заказчику о признании государственного контракта недействительным и о возврате уплаченной цены контракта, как неосновательного обогащения.
Право ли общество?
Смотрите также