юрист
Пример: «Куда подать иск»
-
Увольнение военнослужащего (продолжение)
Увольнение со службы, основания увольнения (часть вторая)
Увольнение военнослужащего: в связи с перкращением или приобретение гражданства
Подпункт "л" называет основание увольнения - в связи с прекращением гражданства РФ военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в ВС РФ, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву.
Комментируемым Законом предусмотрено прохождение иностранными гражданами военной службы по контракту только на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях (см. комментарий к ст.По истечении срока первого контракта военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, если они не приобрели российское гражданство, увольняются с военной службы.
Подпункт "м" дополняет перечисляемые основания увольнением в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства.Данный подпункт введен в комментируемый Закон в связи с содержащимся в действующем законодательстве запретом на прохождение военной службы иностранными гражданами в федеральных органах исполнительной власти, в которых комментируемым Законом предусмотрена военная служба.
2. Пункт 2 содержит случаи, при наступлении которых военнослужащий может быть уволен с военной службы.
Перечисленные основания не являются обязательными основаниями к увольнению. Использование в конструкции данного пункта словосочетания "может быть" применительно к увольнению военнослужащего необходимость согласия командования также не подразумевает, а обозначает лишь, что увольнение по рассматриваемому основанию возможно только при обязательной совокупности всех перечисленных в данной норме обстоятельств.
Увольнение военнослужащего: в связи с организационно-штатными мероприятиями (реорганизации, ликвидации, расформированием, перевод на другие штаты и пр.)
Подпункт "а" называет в качестве основания возможность увольнения в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Подпункт "а" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы предусматривает, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и при отсутствии других оснований для увольнения:
В совместных указаниях начальников Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба ВС РФ, Главного управления кадров Министерства обороны РФ и Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ от 13 июля 1999 года N 180/3/339 определено, что к организационно-штатным мероприятиям, имеющим отношение к изменению служебно-должностного положения военнослужащих, относятся следующие мероприятия:
1) расформирование (ликвидация) органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций (далее - воинские части);
2) переформирование (реорганизация) воинских частей;
3) передислокация воинских частей;
4) перевод на другие штаты и внесение изменений в штаты воинских частей (исключение воинской должности, изменение наименования структурного подразделения, воинской должности, воинского звания, военно-учетной специальности, тарифного разряда или уровня образования, проводимых на основании директив Министра обороны РФ, Генерального штаба ВС РФ);
5) мероприятия, проводимые после издания новых нормативных правовых актов или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, устанавливающие порядок замещения военнослужащими и гражданским персоналом иных воинских должностей.
- при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
- по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных п. 4 ст. 42 комментируемого Закона и настоящим Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
- при снижении воинского звания, предусмотренного по занимаемой им воинской должности (должности), и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью (должностью) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности), а также при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
- при признании его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);
- при сокращении воинских должностей (должностей) одной военно-учетной специальности либо воинских должностей (должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том числе если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию).
При проведении организационно-штатных мероприятий командиру предоставляется возможность вывести военнослужащего в распоряжение на срок не более 6 месяцев (см. комментарий к п. 4 ст. 42), предложить военнослужащему занять высшую или низшую воинскую должность, назначить на равную воинскую должность без согласия военнослужащего.
Желание военнослужащего на досрочное увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями не является обязательным основанием к увольнению. В данном случае юридически значимыми обстоятельствами являются проведение организационно-штатных мероприятий и сокращение занимаемой военнослужащим воинской должности, а также отсутствие иных оснований для увольнения и согласия военнослужащего с назначением на другую должность.
Введение в подп. "а" п. 4 ст. 34 требований об обязательности согласия военнослужащего на назначение на высшую должность увязано с нормой, содержащейся в п. 3 ст. 15 Положения о порядке прохождения военной службы, требующей, что назначение военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, на высшую воинскую должность в порядке продвижения по службе производится с его согласия. При отсутствии согласия военнослужащего на назначение на низшую воинскую должность принятие подобного решения оценивается как дисциплинарное взыскание "снятие с должности" и ущемление прав военнослужащего.
По организационно-штатным мероприятиям возможно увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по контракту и не достигшего предельного возраста пребывания на военной службе и не выслужившего право на пенсию за выслугу лет, только при отсутствии его согласия на назначение на высшую или низшую должность.
Увольнение военнослужащего по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных п. 4 ст. 42 комментируемого Закона и настоящим Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность) возможно после 6 месяцев нахождения в распоряжении.
Военнослужащий не может быть уволен по истечении 6 месяцев нахождения в распоряжении, если он подпадает под действие нормы, предусмотренной в абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ (п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы): военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Обязанность обеспечить жилыми помещениями указанной категории у органов военного командования возникает одновременно с принятием решения соответствующим должностным лицом о досрочном увольнении в связи с организационно-штатными мероприятиями. Должностные лица, ходатайствующие по рапорту военнослужащего, и должностное лицо, принимающее решение о досрочном увольнении такого военнослужащего, одновременно с принятием такого решения должны принять решение и об обеспечении такого военнослужащего жилым помещением. Поэтому вопрос досрочного увольнения в отношении таких военнослужащих в случаях, когда отсутствует возможность обеспечить их жилыми помещениями одновременно с увольнением с военной службы, командованием вообще не должен ставиться в силу запрета, указанного в комментируемом Законе.
Увольнение по организационно-штатным мероприятиям при признании военнослужащего военно-врачебной комиссией негодным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями также производится при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность).
Пример. Определением Военной коллегии Верховного Суда РФ от 7 сентября 1999 года N 6н-348/99 признано, что увольнение с военной службы военнослужащего в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе является увольнением по состоянию здоровья и влечет распространение на него всех льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством для уволенных по состоянию здоровья.
При сокращении воинских должностей (должностей) одной военно-учетной специальности либо воинских должностей (должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации военнослужащий, имеющий выслугу лет, дающую право на пенсию, может быть уволен по организационно-штатным изменениям при его согласии в случае, если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению. Наличие данного абзаца в комментируемом подпункте направлено на то, чтобы при выражении воли военнослужащего, не подпадающего под сокращение штатов, он был уволен с военной службы с тем, чтобы на военной службе остались граждане, не имеющие необходимой выслуги лет.
Судебная практика исходит из того, что основания и порядок увольнения военнослужащих с военной службы установлены ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы. В случае конкуренции норм данной статьи и других статей Положения, в том числе определяющих порядок назначения на воинские должности, при решении вопроса об увольнении применяются нормы ст. 34 Положения (Обзор судебной практики рассмотрении гражданских дел по искам и жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц за 2003 год).
По организационно-штатным изменениям не могут быть уволены беременные женщины-военнослужащие, женщины-военнослужащие, имеющие детей в возрасте до трех лет, детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, одинокие матери, имеющие детей в возрасте до 14 лет (п. 25 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы).
Подпункт "б" предусматривает увольнение в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы РФ и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений.
Военная служба в указанных федеральных органах исполнительной власти не предусмотрена, в связи с чем лица, изъявившие желание перейти на службу в указанные органы, могут быть уволены по данному основанию при представлении ходатайств первых лиц указанных органов. Само увольнение с военной службы производится руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (подп. "б" п. 8 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы).Увольнение военнослужащего: невыполнение условий контракта
Подпункт "в" указывает в качестве основания увольнения невыполнение военнослужащим условий контракта.
Условия контракта определяются ст. 32 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 32).
Данное увольнение является одним из видов дисциплинарного взыскания, предусмотренного п. 54 ДУ ВС РФ, применяется к солдатам, матросам, сержантам и старшинам, проходящим военную службу по контракту (ст. 55 ДУ ВС РФ), к прапорщикам и мичманам (ст. 62 ДУ ВС РФ), к младшим и старшим офицерам (ст. 67 ДУ ВС РФ).
Право применения взыскания в отношении солдат, матросов, сержантов и старшин имеют командир полка (корабля 1 ранга) (п. 59 ДУ ВС РФ), командир отдельного батальона (корабля 2 и 3 ранга), а также командир отдельной воинской части, пользующийся в соответствии со ст. 11 ДУ ВС РФ дисциплинарной властью командира батальона (п. 58 ДУ ВС РФ), в отношении прапорщиков и мичманов - командующий армией (флотилией) (ст. 65 ДУ ВС РФ), в отношении младших и старших офицеров - командующие войсками военного округа, фронта, флотом и им равные (ст. 72 ДУ ВС РФ).
Включение в формулировку указанного основания увольнения слов "невыполнение условий контракта" требует того, чтобы это основание увольнения применялось лишь в случаях, если военнослужащим допущено существенное нарушение условий контракта. Допущенные военнослужащим несущественные нарушения условий контракта, в том числе ненадлежащее выполнение им условий контракта, не должны признаваться достаточным основанием для увольнения военнослужащего в соответствии с подп. "в" п. 2.
Главным управлением кадров и военного образования Министерства обороны РФ в указании от 16 апреля 1998 года N 173/2/599 разъяснено, что по указанному основанию могут быть досрочно уволены военнослужащие, систематически совершавшие деяния, не совместимые со взятыми на себя обязательствами по контракту о прохождении военной службы, при условии применения к ним дисциплинарной практики в порядке, предусмотренном ДУ ВС РФ. Кроме того, при принятии решения о досрочном увольнении военнослужащего должны тщательно рассматриваться обстоятельства, приведшие к нарушению условий контракта.
Пример 1. 3 Окружной военный суд отменил решение 61-го суда по гражданскому делу прапорщика запаса Тюхаева В.В. по его заявлению об оспаривании действий командира войсковой части 29532, связанных с досрочным увольнением с военной службы в связи с несоблюдением условий контракта, как ошибочное, связанное с поверхностным исследованием обстоятельств дела и неправильной оценкой доказательств (Обзор судебной практики рассмотрения военными судами гражданских дел в 2010 году).
Пример 2. Калининградский гарнизонный военный суд в решении от 15 апреля 2010 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего майора Я. об оспаривании действий командующего Балтийским флотом, связанных с изданием Приказа от 8 февраля 2010 года N 184 о представлении его к досрочному увольнению с военной службы в запас в связи с невыполнением им условий контракта, удовлетворил требования истца на том основании, что командующий Балтийским флотом превысил свои полномочия по наложению дисциплинарных взысканий, предусмотренные ДУ ВС РФ.
Подпункт "г" указывает в качестве оснований увольнения отказ в допуске к государственной тайне или лишение указанного допуска.
Оформление допуска к государственной тайне или лишение указанного допуска осуществляется в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 года N 5485-1 и Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 года N 63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне" (см. комментарий к п. 1 ст. 43).
На практике при увольнении военнослужащего по указанному основанию из органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба и в котором все воинские должности предусматривают наличие допуска к сведениям, составляющим государственную тайну (Федеральная служба безопасности РФ), военнослужащий направляется для постановки на учет в запас ВС РФ.
Подпункт "д" содержит основание увольнения в связи со вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишении свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности.
Данный подпункт введен в комментируемую статью Федеральным законом от 28 ноября 2009 года N 286-ФЗ.
Указом Президента РФ от 21 марта 2011 года N 337 в п. 11 ст. 34 Положения о прохождении военной службы внесены изменения, лишающие увольняемых по данному основанию военнослужащих права выбора основания увольнения, что является, по мнению авторов, несправедливым и противоречащим общему смыслу комментируемого Закона (см. комментарий к подп. "е.1" п. 1 ст. 51).
Ранее действовавшая судебная практика исходила из того, что осуждение военнослужащего к лишению свободы условно не лишает его права на выбор основания увольнения (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2008 года, Определение по делу N 6н-46/08).Увольнение военнослужащего: невыдержавший испытание
Согласно подпункту "е" военнослужащий может быть досрочно уволен как не выдержавший испытание.
Поступление на военную службу по контракту с условием испытания устанавливается в соответствии с нормами ст. 34.1 комментируемого Закона для воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами (за исключением обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования), в целях проверки их соответствия требованиям федеральных законов, общевоинских уставов и иных нормативных правовых актов РФ, определяющих общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, устанавливается испытание сроком на три месяца. В связи с этим, если в течение испытательного срока командирами (начальниками) будет установлено, что военнослужащие указанной категории не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним федеральным законодательством, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими обязанности военнослужащих, они подлежат увольнению по данному основанию (см. комментарий к ст. 34.1).
Подпункт "е.1" содержит основание увольнения в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных п. 7 ст. 10 и ст. 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, если не предусмотрено иное.
Данные изменения в комментируемую статью были внесены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции". Они были конкретизированы в дальнейшем Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 329-ФЗ.
Пункт 7 ст. 10 предусматривает запреты военнослужащим:- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности;
- заниматься предпринимательской деятельностью, в т.ч. участвовать в управлении коммерческими организациями (за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего), оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение;
- использовать в неслужебных целях финансовые средства и имущество воинской части и государственное имущество;
- получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;
- получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением обязанностей военной службы;
- принимать без разрешения Президента РФ награды иностранных государств, международных и иностранных организаций;
- выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц;
- использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним;
- входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством Российской Федерации.
Статья 27.1 указывает, что на военнослужащего, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и ст. ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению военнослужащим обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или обеспечению безопасности Российской Федерации. Установление таких исключений и определение военнослужащих, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 года N 280-ФЗ военнослужащие ежегодно подают сведения о доходах.Увольнение военнослужащего: в связи с переходом/переводом на госслужбу
Подпункт "ж" определяет основание увольнения в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу.
Пункт 2 был дополнен подп. "ж" Федеральным законом от 6 июля 2006 года N 105-ФЗ, внесшим изменения по вопросам прикомандирования и перевода военнослужащих к федеральным государственным органам (см. комментарий к ст. 45). Статьей 5 указанного Закона установлено, что на военнослужащих, прикомандированных на день вступления в силу настоящего Федерального закона к федеральным государственным органам, где учреждены должности федеральной государственной гражданской службы, при увольнении с военной службы по основанию, предусмотренному подп. "ж" п. 2 ст. 51 комментируемого Закона, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством РФ о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.Увольнение военнослужащего: в связи с прекращением/принятием гражданства
Пункт 2.1 комментируемой статьи определяет, что военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву, направляются для прохождения военной службы по призыву при увольнении по следующим основаниям, предусмотренным в комментируемой статье:
Подпункт "з" определяет в качестве основания увольнение в связи с прекращением гражданства РФ военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в ВС РФ, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно.
Комментируемый подпункт оставляет на усмотрение командиров (начальников) возможность оставления на военной службе по контракту военнослужащего, проходящего военную службу в воинских званиях до старшины или главного корабельного старшины включительно. Включение этой диспозитивной нормы вызвано возможностью прохождения иностранными гражданами военной службы по контракту на подобных воинских должностях (см. комментарий к ст. 38) в течение одного срока контракта. По истечении этого срока гражданин, не являющийся гражданином Российской Федерации, подлежит обязательному увольнению с военной службы по данному основанию.
Подпункт "и" содержит основание увольнения в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства.
Данное дополнение направлено на совершенствование правового регулирования прохождения военной службы лицами, имеющими двойное гражданство в ВС РФ, других войсках и воинских формированиях. Международными договорами РФ о признании двойного гражданства допускается прохождение военной службы в ВС РФ государств - участников договоров лицами с двойным гражданством.
Для указанных лиц также установлен запрет на прохождение военной службы по контракту в органах Федеральной службы безопасности РФ, внешней разведки и федеральных органах государственной охраны, поскольку в соответствии с действующим законодательством сотрудниками указанных органов могут быть только граждане РФ.- подп. "е.1" п. 1 - в связи со вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно (см. комментарий к подп. "е.1" п. 1 комментируемой статьи);
- подп. "в" п. 2 - в связи с невыполнением им условий контракта (см. комментарий к подп. "в" п. 2 комментируемой статьи);
- подп. "д" п. 2 - в связи со вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности (см. комментарий к подп. "д" п. 2 комментируемой статьи);
- подп. "е" п. 2 - как не выдержавший испытание (см. комментарий к подп. "е" п. 2 комментируемой статьи).
В п. 3 перечисляются основания, дающие право военнослужащему на досрочное увольнение с военной службы.
Увольнение военнослужащего: в связи с нарушением в отношении него условий контракта
Подпункт "а" касается права на досрочное увольнение военнослужащего в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта.
Пример. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" указано, что на основании контракта о прохождении военной службы Министерство обороны РФ либо другой федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и гражданин принимают на себя взаимные обязательства и приобретают права, предусмотренные комментируемым Законом, Федеральными законами от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ, от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, другими нормативными правовыми актами РФ, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.
Комментируемый подпункт предоставляет военнослужащему в случае существенного и (или) систематического нарушения в отношении него условий контракта о прохождении военной службы со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, право на досрочное увольнение с военной службы.
На военнослужащих, уволенных по указанному основанию, в полном объеме распространяются все права, социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством для военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
При этом существенным нарушением условий контракта может быть признано такое нарушение, из-за которого военнослужащий лишился возможности осуществлять свои конституционные права, либо нарушение, лишающее военнослужащего или членов его семьи возможности воспользоваться наиболее значимыми для них правами, социальными гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательством о порядке прохождения военной службы и статусе военнослужащих.
При разрешении заявлений на отказ в расторжении контракта о прохождении военной службы в связи с нарушением его условий со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, вопрос о том, являются ли допущенные в отношении военнослужащего нарушения условий контракта существенными, должен решаться судом индивидуально по каждому конкретному делу с учетом таких обстоятельств, как семейное и материальное положение военнослужащего, место его военной службы и условия ее прохождения, а также других данных.
Систематическим нарушением условий контракта должны признаваться многократные нарушения предусмотренных законодательством о статусе военнослужащих прав военнослужащего (повторяющиеся более двух раз) в течение непродолжительного времени.
Предусмотренные ст. 256 ГПК РФ сроки для обращения в суд с заявлением об оспаривании отказа командования в расторжении контракта о прохождении военной службы в связи с систематическим нарушением его условий исчисляются со дня, когда военнослужащему стало известно о последнем таком отказе.
Пример. В Обзоре судебной практики рассмотрения дел по жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц Военной коллегии Верховного Суда РФ от 10 марта 2000 года отмечено, что по смыслу подп. "а" п. 3 ст. 51 комментируемого Закона право военнослужащего на досрочное увольнение с военной службы по данной норме закона возникает только в том случае, когда решение об увольнении принято им под непосредственным воздействием продолжаемых нарушений в отношении него условий контракта. Наличие таких нарушений в прошлом не дает оснований для удовлетворения просьбы заявителя об увольнении.Увольнение военнослужащего: по состоянию здоровья
Подпунктом "б" предусмотрено увольнение по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подп. "г" п. 1 комментируемой статьи, - военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящих военную службу по призыву).
В отличие от военнослужащих в воинском звании до старшины или главного корабельного старшины включительно, для которых признание военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе влечет обязательное увольнение с военной службы, военнослужащие остальных воинских составов по своему усмотрению принимают решение об увольнении по данному основанию.
Медицинское освидетельствование производится военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе и принятыми на его основании другими ведомственными нормативными правовыми актами (см. комментарий к ст. 33, п. 2 ст. 50).Увольнение военнослужащего: по семейным обстоятельствам
Подпункт "в" - увольнение по семейным обстоятельствам, указанным в подп. "б" п. 5 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы:
- в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
- в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
- в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
- в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);
- в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан.
Данный перечень является исчерпывающим.
Освидетельствование членов семьи военнослужащего осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года N 123 и принятыми в соответствии с ним ведомственными инструкциями (см. комментарий к п. 1 ст. 33).
Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в ВС РФ (утверждена Приказом Министерства обороны РФ от 20 августа 2003 года N 200) предусмотрено, что члены семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, освидетельствуются гарнизонными, госпитальными военно-врачебными комиссиями, военно-врачебными комиссиями военных комиссариатов субъектов РФ (по указанию военно-врачебной комиссии военного округа) (подп. 2 п. 84). Освидетельствование членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, для определения их транспортабельности (нетранспортабельности) к месту прохождения военной службы военнослужащих проводится гарнизонной или госпитальной военно-врачебной комиссией либо по поручению военно-врачебной комиссии военного округа, военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта РФ или военно-врачебной комиссии военного комиссариата (п. 87).
Инструкция предусматривает возможность освидетельствования военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, для определения годности к прохождению военной службы (членов их семей - к проживанию) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими условиями, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Основание освидетельствования - решение командира воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу.
В направлении указываются конкретная местность (город, район, область, автономная область, автономный округ, край, республика), куда направляется для прохождения военной службы или проходит военную службу военнослужащий, цель освидетельствования, а также относится или не относится указанная местность к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, высокогорным местностям, местностям с неблагоприятными климатическими условиями, к территориям (зонам), подвергшимся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Медицинские противопоказания к прохождению военной службы военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, к проживанию членов их семей устанавливаются для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, высокогорных местностей, местностей в Республике Бурятия, Республике Тыва, Читинской области, не вошедших в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, мест дислокации воинских формирований РФ в Республике Таджикистан, а также для территорий Республики Казахстан, относившихся ранее к г. Ленинску Кзыл-Ординской области и подчиненным ему территориям, г. Приозерску Джезказганской области, г. Эмба Мугоджарского района Актюбинс