Часто задаваемые вопросы - Консультация юриста
Бесплатная юридическая консультация
  • Виталий

    Ответственность экспедитора при перевозке грузов

    Наша компания занимается международным экспедированием грузов.
    Нас периодически интересует экспертиза договоров/цепочкек договоров ТЭО и снижение рисков ответственности экспедитора перед другими экспедиторами и грузополучателями.

    Нас интересует отзеркаливание на грузовладельца условий по компенсации убытков при повреждении груза в пути, чтобы по цепочке взыскать в привлекаемых компаний. Есть ли такая возможность? Занимаетесь ли договорами и спецификой транспортного экспедирования с учетом судебной практики РФ?

    Добрый день, Виталий!

    Ответственность экспедитора при перевозке грузов

    Ответственность экспедитора за реальный ущерб

    Пунктом 1 ст. 7 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее – ТЭД) предусмотрено, что экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за:

    •  утрату;
    •  недостачу
    •  повреждение (порчу),

    груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

    Экспедитор несет ответственность перед клиентом:

    • за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
    • за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;
    • за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;
    • за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

    При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, ответственность экспедитора за (1) утрату, (2) недостачу или (3) повреждение (порчу) груза, предусмотренная настоящей статьей, не может превышать 2 расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор.

    В силу пункта 3 статьи 6 ТЭД при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, и использовании при этом соответствующих экспедиторских документов, предел ответственности экспедитора за (1) неисполнение или (2) ненадлежащее исполнение договора не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки.

    Вышеуказанные правила ограничения ответственности экспедитора, не применяются, если экспедитор не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) принятого для экспедирования груза возникли не вследствие его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.

    Экспедитор, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, являясь субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, несет гражданско-правовую ответственность независимо от наличия или отсутствия вины и может быть освобожден от ответственности лишь при наличии обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

    Ответственность экспедитора за упущенную выгоду

    Из п. 4 ст. 7 Закона о ТЭД, устанавливающего обязанность экспедитора возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора, следует, что упущенная выгода в этих случаях подлежит возмещению в полном объеме.

    При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, упущенная выгода возмещается в полном объеме, но не более чем в размере ответственности, установленном ТЭД.

    Запрет снижения отвественности экспедитора

    При этом в п. 2 ст. 11 ТЭД содержится явно выраженный запрет сторонам договариваться об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных ТЭД, соответствующее соглашение признается ничтожным.

    Разъяснения аналогичного содержания даны в п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции".

    Таким образом, обязанность экспедитора возместить (а) реальный ущерб и (б) упущенную выгоду установлена императивной нормой ТЭД, и в силу п. 4 ст. 421 ГК РФ стороны не вправе по своему усмотрению ограничить ее размер. Такое договорное условие (соглашение) будет признано судом ничтожным.

    Содержащаяся в п. 1 ст. 15 ГК РФ возможность уменьшения размера подлежащих возмещению убытков неприменима к убыткам, предусмотренным п. 4 ст. 7 Закона о ТЭД.

    Риски ответственности экспедитора

    1. Экспедитор несет ответственность за реальный ущерб и упущенную выгоду.
    2. Экспедитор обязан возместить клиенту реальный ущерб и возместить упущенную выгоду в размерах, установленных ТЭД. Ответственность экспедитора за такие случаи желательно страховать.
    3. Экспедитор может быть освобожден от ответственности возместить клиенту реальный ущерб и возместить упущенную выгоду лишь при наличии обстоятельств непреодолимой силы.
    4. Указать в договоре об (а) устранении имущественной ответственности экспедитора, (б) уменьшении размеров ответственности, установленных ТЭД, нельзя.
    5. При перевозках грузов экспедитору не следует допускать личное действие или бездействие, совершенные им умышленно или по грубой неосторожности.
    6. Законодательство РФ имеет свои особенности и ограничения отличные от других стран. Поэтому, "отзеркалить" условия договоров с международными перевозчиками или снизить уровень своей отвественности, что бы он стал аналогичен уровню международного перевозчика (контрагента) законодательство РФ экспедитору перевозки груза в полном объеме не позволяет.

    Имею большой и успешный опыт в решении аналогичных споров.

    Обращайтесь, обязательно помогу.

    Май 2025

    Спасибо сказали 113 человек
Оставить комментарий

Смотрите также