Часто задаваемые вопросы - Консультация юриста
Бесплатная юридическая консультация
  • Геннадий

    Привлечение к субсидиарной ответственности

    Добрый день, Владимир! Может ли быть привлечен к субсидиарной ответственности собственник имущества ликвидируемого автономного учреждения по обязательствам учреждения перед контрагентом по публичному договору?

    Здравствуйте, Геннадий!

    Особенности правового статуса автономного учреждения и правового режима его имущества определяют основания и объем субсидиарной ответственности собственника имущества такого учреждения по обязательствам последнего, в том числе при ликвидации.

    Согласно пункту 3 статьи 12321 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4−6 статьи 12322 и пунктом 2 статьи 12323 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.

    По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым пункта 6 статьи 12322 ГК РФ 57 может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

    Положениями части 5 статьи 2 Закона об автономных учреждениях исключалась ответственность собственника имущества автономного учреждения по обязательствам такого учреждения. Эта норма действовала до внесения в нее 6 марта 2022 г. изменений, которыми положения названной нормы приведены в соответствие с указанными выше положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

    Поскольку законодательство не предусматривает соответствующего объема гарантий для кредиторов муниципальных автономных учреждений (начиная с момента появления такого вида учреждений), это ориентирует контрагентов на проявление необходимой степени осмотрительности еще при вступлении в гражданско-правовые отношения с субъектами, особенности правового статуса которых не позволяют в полной мере прибегнуть к институту субсидиарной ответственности, предполагая возможность использования существующих гражданско-правовых способов обеспечения исполнения обязательств.

    Между тем ряд кредиторов автономного учреждения по роду своей деятельности вступает в договорные отношения с учреждением в силу предусмотренной законом обязанности, при отсутствии права на отказ от заключения договора. К таковым относятся контрагенты учреждения по договорам ресурсоснабжения (гарантирующие поставщики, сетевые организации, тепло-, водоснабжающие организации и др.).

    В аспекте взаимодействия этих лиц с бюджетными учреждениями Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 12 мая 2020 г. № 23-П указал, что их обязанность заключить соответствующий публичный договор направлена на защиту интересов потребителей ресурса, что не исключает необходимости поддерживать баланс прав и законных интересов всех действующих в данной сфере субъектов, в частности теплоснабжающей организации − кредитора муниципального бюджетного учреждения.

    Применительно к таким контрагентам учреждений Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что положения пункта 5 статьи 12322 ГК РФ не могут обеспечить надлежащего баланса между законными интересами должника и кредитора, поскольку не исключают злоупотреблений правом со стороны должников − муниципальных бюджетных учреждений, имущество которых в ряде случаев оказывается, по сути, «защищено» их публичным собственником от имущественной ответственности перед контрагентами. При отсутствии юридической возможности снять ограничения в отношении возложения субсидиарной ответственности на собственника имущества бюджетного учреждения, в том числе муниципального (включая случаи недостаточности находящихся в его распоряжении денежных средств для исполнения своих обязательств из публичного договора теплоснабжения при его ликвидации), подобное правовое регулирование способно повлечь нарушение гарантируемых Конституцией Российской Федерации прав стороны, заключившей и исполнившей публичный договор и не получившей встречного предоставления.

    Изложенная в постановлении от 12 мая 2020 г. № 23-П правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в равной степени распространяется на автономные учреждения, правовой статус и правовой режим имущества которых во многом тождественен статусу и режиму имущества бюджетных учреждений.

    Следовательно, собственник имущества учреждения может быть привлечен к субсидиарной ответственности по обязательствам ликвидируемого автономного учреждения собственника его имущества (министерства).

    Помощь юриста, обращайтесь.

    11.01.2023

    Спасибо сказали 39 человек
Оставить комментарий

Смотрите также

  • Какой ОКВЭД указывать

    Добрый день, Владимир Валерьевич! Решили зарегистрировать ООО и не понимаем какой код ОКВЭД нам указывать: двухзначный, четырехзначный. Как прописать вид деятельности по ОКВЭД в уставе? Спасибо.

  • Федор Михайлович
    Взыскание неосновательного обогащения

    Добрый день! Владимир подскажите пожалуйста плата за фактически оказанные юридические услуги для государственных и муниципальных нужд в отсутствие заключенного государственного (муниципального) контракта не подлежит взысканию в качестве неосновательного обогащения?

  • Как повесить временную вывеску или баннер на балкон дома?

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какие существуют требования к размещению временных вывесок или баннеров. Временная Вывеска или баннер будут размещаться на первом этаже жилого дома на балконе коммерческого помещения (не жилого). При необходимости, на этом баннере может быть надпись "временный баннер". Висеть он будет - месяц (максимум два). Что для этого нужно? Как повесить баннер (вывеску) и не получить штраф?