Часто задаваемые вопросы - Налоговые споры
Бесплатные юридические консультации по налоговым спорам
  • Артур Х.

    Списание налоговой задолженности

    Здравствуйте! Что понимается под подлежащей списанию задолженностью граждан, образовавшейся по состоянию на 1 января 2015 г. по ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»?

    Здравствуйте, Артур!

    Отвечая на Ваш вопрос, приведу пример конкретного дела из судебной практики.

    П. в период с сентября 2004 г. по апрель 2015 г. являлся индивидуальным предпринимателем. В связи с непредставлением П. в установленном законом порядке отчетности налоговым органом в декабре 2015г. было принято решение о проведении выездной налоговой проверки по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации за период с января 2012 г. по апрель 2015 г. По результатам проведенной проверки был составлен акт и вынесено решение о привлечении П. к ответственности за совершение налоговых правонарушений, с П. взыскана задолженность по налогам, пени, штрафы.

    Данный акт и решение налогового органа П. не обжаловались, определенная к взысканию сумма в добровольном порядке уплачена не была, в том числе и после направления на основании ст. 69 и 70 НК РФ заказными письмами соответствующих требований в ноябре 2016 г.

    Поскольку в установленный срок задолженность П. погашена не была, в мае 2017 г. налоговым органом было подано заявление о вынесении судебного приказа. В июне 2017 г. мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с П. задолженности по обязательным платежам и санкциям.

    Впоследствии данный судебный приказ был отменен в связи с поступившими от должника возражениями, после чего налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании с П. обязательных платежей и санкций.

    Решением суда первой инстанции административное исковое заявление удовлетворено.

    При этом суд исходил из того, что установленные налоговой проверкой и отраженные в решении налогового органа обстоятельства подтверждаются представленными доказательствами и П. не опровергнуты. Административным ответчиком не были представлены доказательства, опровергающие наличие у него задолженности по налоговым обязательствам.

    Также суд установил, что срок обращения в суд с названным административным исковым заявлением налоговым органом пропущен не был.

    Суд апелляционной инстанции отменил указанное решение суда первой инстанции и принял новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворил частично.

    Так, судебная коллегия указала на обоснованность доводов административного ответчика о необходимости применения положений ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. No 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон No 436-ФЗ).

    Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что вся выявленная налоговым органом недоимка по налогам, за исключением недоимки по НДФЛ за 2014 г. и недоимки по НДС за 4 квартал 2014 г., образовалась до 1 января 2015 г., в связи с чем эта задолженность подлежит признанию безнадежной и не подлежащей взысканию, как и начисленные на данную недоимку пени и штрафы.

    Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации отменила судебный акт суда апелляционной инстанции и оставила в силе решение суда первой инстанции, указав следующее.

    Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога (пп. 2 и 3 ст. 44 НК РФ).

    Статьей 59 НК РФ определены в подп. 143 п. 1 конкретные случаи признания задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, безнадежной к взысканию, а также указано на возможность принятия такого решения в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подп. 5).

    По смыслу п. 1 названной статьи, решение о признании налоговой задолженности безнадежной к взысканию налоговым органом принимается при установлении перечисленных в этом пункте обстоятельств, являющихся юридическим или фактическим препятствием к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов), то есть списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности, является невозможным, в связи с чем задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.

    Таким образом, для целей ст. 12 Закона No 436-ФЗ под подлежащей списанию задолженностью граждан, образовавшейся по состоянию на 1 января 2015 г., следует понимать недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежащие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015–2017 гг.

    В этой связи положения ст. 12 Закона No 436-ФЗ, вступившего в силу 29 декабря 2017 г., подлежат применению в том случае, когда речь идет о налоговой задолженности, задекларированной налогоплательщиком либо установленной налоговым органом на 1 января 2015 г., не погашенной в течение трех лет.

    Распространение предписаний названной статьи на задолженность по налогам, исчисленную за налоговые периоды до 1 января 2015 г., но выявленную по результатам налоговых проверок в 2015–2017 гг., означало бы, что налогоплательщики, уклонявшиеся от исполнения обязанности по уплате налогов, ставятся в привилегированное положение по сравнению с гражданами, уплатившими налоги в полном объеме и в установленный срок, что не отвечает принципу равенства всех перед законом.

    Принимая во внимание, что административный ответчик не представлял в налоговый орган отчетность по результатам своей деятельности и названному органу до проведения налоговой проверки не было известно о наличии недоимки, размер которой был установлен в июле 2016 г., суд первой инстанции при разрешении заявленных налоговым органом требований правильно не применил к возникшим правоотношениям положения ст. 12 Закона No 436-ФЗ.

    Помощь юриста по налоговым спорам

    Обращайтесь, обязательно помогу.

    Спасибо сказали 100 человек
Оставить комментарий

Смотрите также

  • Компенсационные выплаты медицинским работникам

    Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, осуществленные в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

  • Возможно ли выиграть спор с Налоговыми органами по доначислениям по земельному налогу?

    Добрый день. С физическим лицом, являющимся плательщиком земельного налога произошла следующая ситуация: За 2010-2012г. физическое лицо уплачивало налог с находящихся в собственности земель по уведомлениям на уплату земельного налога, которые приходили из налоговой службы. Кадастровая стоимость земли определялась из расчета ставки 0,2 процента. В конце 2013г. из налоговой службы пришел перерасчет по земельному налогу за 2010-2012г., в котором кадастровая стоимость земли определялась из расчета ставки 1,5 процента. Налоговая служба исходя из ставки 1,5 (вместо ранее используемой 0,2) увеличила ранее начисленный МИФНС и уплаченный физическим лицом за 2010-2012г. почти в 8 раз, а также насчитала пени за несвоевременную уплату налога. Сумма, указанная в налоговом требовании к доплате физическим лицом составила порядка 1,8 млн. рублей. Это неподъемная сумма для физического лица, поскольку его заработок составляет около 30000 рублей в месяц, на обеспечении находятся престарелые родители и несовершеннолетний ребенок. В налоговой сообщили, что они в 2010-2012г. ошибочно использовали неверную ставку 0,2 процента, вместо установленных 1,5 процентов для расчета Земельного налога. В конце 2013г. налоговыми органами эта ошибка была обнаружена. Поэтому, они правомерно пересчитали налог по этой ставке и доначислили пени. Физическое лицо отказалось погасить задолженность в добровольном порядке в установленные Налоговым законодательством сроки, поэтому Налоговый орган обратился в суд с иском о взыскании с физического лица неуплаченной суммы налога. Сообщите, пожалуйста, правомерны ли действия налоговых органов? Имеется ли возможность выиграть спор с Налоговыми органами, или хотя бы уменьшить сумму доначислений? На какие законодательные акты и законы следует обратить внимание физическому лицу при подготовке отзыва в суд на исковое заявление Налоговой Службы? 

  • Есть ли обязанность платить налог на имущество физических лиц ИП на УСНО 6% по сдаче квартиры в аренду, в описанных ниже обстоятельствах

    Я являюсь зарегистрированным ИП на УСНО 6% по сдаче , принадлежащего мне на праве долевой собственности (совместно с женой) квартиры .ЕЕ согласие к договору аренды приложено. Кроме того я пенсионер. Пунктом 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате, в частности, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса). Прошу разъяснить: 1)Что имеется ввиду под «..за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса).» Входит или не входит в этот перечень квартира? (совершенно не понял эти два пункта ст.378.2). И , соответственно, освобожден ли я от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в части своей доли (1/2). Имеет ли значение для ответа на этот вопрос принадлежит ли мне сдаваемая квартира полностью или частично? 2)Если окажется (из вашего ответа) , что я освобожден, от уплаты налога на имущество физических лиц в части своей доли (1/2) квартиры как ИП на УСНО, остается ли у меня возможность использовать свою льготу как пенсионера в части своей доли по второй квартире ? 3)Если окажется, что я НЕ освобожден, от уплаты налога на имущество физических лиц в части своей доли (1/2) сдаваемой квартиры , как ИП на УСНО, необходимо ли второму собственнику (1/2 доли) уплачивать этот налог со своей доли (в настоящий момент освобожден, как пенсионер)