Часто задаваемые вопросы - Представительство в арбитражном суде
Бесплатные консультации арбитражного юриста
  • Ирина Вячеславовна

    Ответственность за утрату груза

    Подскажите, кто в полной мере должен отвечать за утрату груза в случае, если экспедитор сам выбирал перевозчика?

    Здравствуйте, Ирина Вячеславовна!

    Отвечая на Ваш вопрос, приведу пример конкретного дела из судебной практики.

    Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе: рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.04.2019 по делу N А21-2566/2018, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.10.2019 по тому же делу.

    В заседании приняли участие представители: акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" (истца) - Матвеева Е.В. по доверенности от 07.02.2020 N 101/20, Сушкин П.А. по доверенности от 29.08.2019 N 991/19; общества с ограниченной ответственностью "Тайсу-ТБ" (ответчика) - Благова А.Г. по доверенности от 05.02.2019; общества с ограниченной ответственностью "КМТ Вымпел" (третьего лица) - Фейгель Д.В. по доверенности от 04.02.2019 б/н.

    Заслушав и обсудив доклад судьи Ксенофонтовой Н.А., Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации установила:

    Общество с ограниченной ответственностью "ВЛВ" обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Тайсу-ТБ" о взыскании с учетом последующего уточнения 5 313 260 рублей убытков от утраты груза.

    В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "АЗИ-Транс", общество с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "КМТ Вымпел" (далее - охранное предприятие), акционерное общество "Страховое общество газовой промышленности" (далее - АО "СОГАЗ").

    Определением Арбитражного суда Калининградской области от 13.03.2019 произведена замена истца на АО "СОГАЗ".

    Решением Арбитражного суда Калининградской области от 10.04.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019, в удовлетворении иска отказано.

    Арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 17.10.2019 решение от 10.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019 оставил без изменения.

    Суды признали общество "Тайсу-ТБ" не несущим ответственности за утрату груза в связи с тем, что оно фактически перевозку не осуществляло и не выражало намерения на принятие на себя ответственности перевозчика, проявило достаточную степень заботливости и осмотрительности в организации перевозки и охраны груза.

    В кассационной жалобе АО "СОГАЗ", ссылаясь на несоответствие судебных актов договору, нормам права о перевозке, транспортной экспедиции, обстоятельствам перевозки, просит их отменить и иск удовлетворить.

    Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2020 кассационная жалоба вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

    В судебном заседании представители АО "СОГАЗ" поддержали доводы кассационной жалобы.

    Представитель общества "Тайсу-ТБ" просил об оставлении судебных актов без изменения как законных и обоснованных.

    Охранное предприятие в отзыве на кассационную жалобу ссылалось на непричастность к охране утраченного груза, в связи с таким же обоснованием представитель предприятия в судебном заседании просил оставить судебные акты без изменения.

    Жалоба рассмотрена в отсутствие извещенного общества "АЗИ-Транс" на основании части 2 статьи 291.10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

    Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия считает, что судебные акты подлежат отмене.

    Как усматривается из материалов дела и установлено судами, АО "СОГАЗ" возместило убытки в связи с утратой части застрахованного груза, вследствие чего ему перешли права общества "ВЛВ" (заказчика) из договора транспортной экспедиции от 05.10.2016 N 013-АТ (далее - договор N 013-АТ), заключенного с обществом "Тайсу-ТБ" (экспедитором).

    Груз был утрачен при перевозке, осуществленной на основании заявки от 01.02.2017 N 1 (далее - заявка N 1), содержащей сведения о перевозчике, автомобиле, водителе, маршруте, стоимости перевозки, стоимости охраны, организация которой возложена на экспедитора.

    В процессе рассмотрения настоящего иска о взыскании стоимости утраченного груза спорным явился вопрос об ответственном за убытки лице.

    Суды сочли общество "Тайсу-ТБ" не несущим ответственности за груз, установив, что оно надлежаще исполнило обязанности по организации перевозки и охраны груза, которые вменялись экспедитору в пределах спорной перевозки.

    Такие выводы судов не соответствуют нормам права о транспортной экспедиции, договору N 013-АТ и обстоятельствам его исполнения.

    Содержание прав и обязанностей экспедитора и их соотношение с правами и обязанностями перевозчика определяются в зависимости от условий договора (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции").

    Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании пункта 2 статьи 6 и статьи 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" в случаях фактического осуществления перевозки собственным транспортным средством или оформления своего транспортного документа на груз либо выражения иным образом намерения гарантировать сохранную доставку груза, в том числе приняв на себя ручательство за исполнение перевозки.

    Признаками ручательства общества "Тайсу-ТБ" за исполнение договора перевозки является определенное в договоре N 013-АТ содержание обязанностей экспедитора: выполнение или организация выполнения услуг, связанных с перевозкой грузов заказчика, согласно заявкам заказчика, самостоятельное осуществление поиска перевозчика, заключение с перевозчиком договора на условиях по своему усмотрению, выбор транспортного средства (пункты 1.1, 1.2 договора).

    Общество "Тайсу-ТБ" считает спорную перевозку имеющей особенности, при наличии которых стороны договорились о приоритете условий заявки (пункт 1.4 договора N 013-АТ), состоящие в оформлении заявки N 1 на бланке заказчика (общества "ВЛВ") и указании им же выбранного перевозчика, что отличает заявку N 1 от согласованной в приложении N 1 к договору формы заявки.

    Между тем заявка N 1 является двусторонней и по содержащимся в ней сведениям отвечает сформулированным в пунктах 1.1, 1.2 договора N 013-АТ условиям.

    Критерием ручательства экспедитора за исполнение перевозчиком заявки N 1 служит также указание в ней стоимости услуг, включающей ставку за перевозку, согласованную в приложении N 2 к договору N 013-АТ.

    Суды, учитывая, что в договоре N 013-АТ ответственность перед заказчиком установлена в виде возмещения экспедитором реального ущерба, причиненного по его вине (пункт 5.2), оценили действия общества "Тайсу-ТБ" по организации перевозки груза и признали их надлежащими.

    АО "СОГАЗ", возражая против вывода судов об отсутствии вины ответчика, ссылалось на ничтожность условия об ответственности за вину и обязанность экспедитора в силу закона отвечать за предпринимательский риск.

    Посвященная ответственности экспедитора статья 803 Гражданского кодекса Российской Федерации по вопросам об основаниях и размере ответственности отсылает к главе 25 Кодекса, допускающей волеизъявление сторон в отношении основания ответственности (статья 401 Кодекса).

    Принятие на себя обществом "Тайсу-ТБ" функции по подбору перевозчика и охранной организации соответствует правомочиям экспедитора, оговоренным в статье 805 Гражданского кодекса Российской Федерации, однако согласно этой норме влечет сохранение ответственности экспедитора перед клиентом.

    Вопреки выводам судов вина общества "Тайсу-ТБ" в ненадлежащем исполнении условий договора N 013-АТ выражена в выборе лиц, допустивших утрату груза, что доказано истцом и не опровергнуто ответчиком.

    Общество "Тайсу-ТБ" ссылается, что ответственность за утрату груза в силу Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, которой перевозка подчиняется, несет перевозчик (общество "АЗИ-Транс"), и размер убытков должен определяться в соответствии с Конвенцией.

    Характер перевозки не имеет значения в рассматриваемом деле, поскольку к спорным правоотношениям подлежат применению нормы права о транспортной экспедиции и договор N 013-АТ, а размер убытков определен истцом исходя из объявленной в сопровождавших груз документах стоимости и не опровергнут ответчиком.

    Таким образом, обстоятельства для освобождения общества "Тайсу-ТБ" от ответственности за утрату груза отсутствуют.

    Суды исследовали и установили обстоятельства дела, но неправильно применили к ним нормы права, поэтому судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта об удовлетворении иска.

    Руководствуясь статьями 184, 291.11 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определила: решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.04.2019 по делу N А21-2566/2018, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.10.2019 по тому же делу отменить.

    Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Тайсу-ТБ" в пользу акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" 5 313 260 (пять миллионов триста тринадцать тысяч двести шестьдесят) рублей убытков и 58 566 (пятьдесят восемь тысяч пятьсот шестьдесят шесть) рублей 30 копеек расходов по государственной пошлине.

    Поручить Арбитражному суду Калининградской области выдать исполнительный лист.

    Определение вступает в законную силу с момента вынесения и может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке надзора в трехмесячный срок.

    Помощь судебного юриста

    Обращайтесь, обязательно помогу.

    Спасибо сказали 28 человек
Оставить комментарий

Смотрите также

  • Сроки обжалования при банкротстве, если апелляция отказала в восстановлении срока

     

    В какой срок могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции определения арбитражного суда первой инстанции, принятые в рамках дела о банкротстве по результатам рассмотрения обособленных споров (в частности, определения, принятые по результатам рассмотрения заявлений, ходатайств и жалоб в порядке, установленном статьями 60, 71 и 100 Закона о банкротстве, заявлений об оспаривании сделок должника и т.д.) в случае, если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы?