Часто задаваемые вопросы - Жилищные споры
Бесплатная юридическая консультация по жилищным спорам
  • Ярослав

    Товарищество собственников жилья

    Добрый день! Вот скажите, Владимир, товарищество собственников жилья - субъект безответственности?

    Добрый день, Ярослав!

    На практике достаточно часто возникает вопрос об ответственности за нарушение прав собственников помещений в многоквартирных домах и членов товариществ собственников жилья, предусмотренных ст. 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), которая устанавливает право собственников помещений в многоквартирных домах и членов товариществ собственников жилья (далее - товарищество) получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены ЖК РФ и уставом товарищества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества. Часть 3 ст. 143.1 ЖК РФ воспроизводит право членов товарищества ознакомиться со следующими документами:

    1. устав товарищества, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества;
    2. реестр членов товарищества;
    3. бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок);
    4. заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;
    5. документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;
    6. протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;
    7. документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в т.ч. бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;
    8. техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы;
    9. иные предусмотренные настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренние документы товарищества.

    Нормы ч. 1 ст. 143.1 ЖК РФ разделяют предоставляемую информацию на ту, которая предусмотрена ЖК РФ, и ту, которая предусмотрена уставом товарищества. Рассмотрим вопрос в контексте соблюдения прав на предоставление информации и документов в объеме, установленном ЖК РФ.

    Получать информацию, объем которой определен ЖК РФ, можно посредством ознакомления с документами, перечень которых установлен в ч. 3 ст. 143.1 ЖК РФ. Перечень этих документов не является исчерпывающим. При этом реализация прав названных лиц не ставится в зависимость от заключения договора на управление многоквартирным домом товариществом.

    Таким образом, императивные предписания ст. 143.1 ЖК РФ адресованы всем товариществам, как заключившим договор управления в порядке ст. 162 ЖК РФ, так и не имеющим такового. Следовательно, все товарищества должны исполнять требования названной статьи.

    В случае непредоставления информации, предусмотренной ч. 1 ст. 143.1 ЖК РФ, и возможности ознакомления с документами, указанными в ч. 3 этой же статьи, собственнику помещений в многоквартирных домах, члену товарищества, а равно нарушения порядка раскрытия информации, способов или сроков раскрытия информации, в случае раскрытия информации не в полном объеме либо предоставления недостоверной информации возникает вопрос об ответственности за нарушение жилищного законодательства товариществом.

    Можно было бы предположить, что за нарушение указанных прав товарищество несет ответственность по ч. 1 ст. 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекса). Однако внимательное прочтение диспозиции ч. 1 ст. 7.23.1 Кодекса позволяет сделать вывод, что к административной ответственности привлекаются юридическое лицо, должностное лицо, индивидуальный предприниматель лишь только в том случае, если они осуществляют управление многоквартирными домами на основании договоров управления.

    Товарищества, осуществляющие свою деятельность по управлению многоквартирными домами без заключения договора в порядке ст. 162 ЖК РФ, административную ответственность на основании ч. 1 ст. 7.23.1 Кодекса не несут.

    Представляется неверным ставить защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирных домах, членов товарищества, неопределенного круга лиц в зависимость от наличия или отсутствия договора управления у товарищества. Это вступает в противоречие не только с основными задачами законодательства об административных правонарушениях, установленных в ст. 1.2 Кодекса, но и с конституционным принципом - принципом равенства всех перед законом, в т.ч. воспроизведенном в ч. 1 ст. 1.4 Кодекса.

    Сохранение такого положения недопустимо как с точки зрения признания, соблюдения и защиты прав и законных интересов государством, так и с точки зрения пресечения и предупреждения правонарушений, а также устранения условий для злоупотреблений со стороны товарищества, используя правовые пробелы.

    В силу ч. 1 ст. 1.4 Кодекса лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом; физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (выделено нами. - Е.А., А.Г.); юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств (выделено нами. - Е.А., А.Г.).

    В данном случае обстоятельством, исключающим административную ответственность за нарушение порядка предоставления информации товариществом собственников жилья, является отсутствие у товарищества договора управления, заключенного в соответствии со ст. 162 ЖК РФ. На практике это означает абсолютно безнаказанный произвол такого товарищества, поскольку ни жилищная инспекция, ни прокуратура не может эффективно воздействовать на правонарушителя при отсутствии договора управления, понудив его к устранению названного нарушения.

    К числу дополнительных препятствий на пути реализации законного права члена товарищества собственников жилья получить информацию об управлении его имуществом со стороны товарищества можно отнести также, как это ни парадоксально, Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт), утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, который положен в основу диспозиции ч. 1 ст. 7.23 Кодекса, разработан на основании ч. 10 ст. 161 ЖК РФ. Последнее положение ЖК РФ значительно отличается от объема сведений и документов, указанных в ч. 1 и 3 ст. 143.1 ЖК РФ.

    Так, при сравнительном анализе положений ст. 143.1 ЖК РФ и перечня сведений и документов, установленных в п. п. 8(1), 9(1), 11(1), 13(1), 14 Стандарта, общими будут только:

    • годовая бухгалтерская отчетность товарищества;
    • сметы доходов и расходов товарищества;
    • отчеты об исполнении смет доходов и расходов товарищества;
    • протоколы общих собраний, заседаний правления;
    • заключения ревизионной комиссии и аудиторские заключения.

    При этом Стандарт устанавливает, что раскрытию подлежат только те протоколы общих собраний и заседаний правления товарищества, которые касаются вопросов содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов. Очевидно, что Стандарт значительно сужает права собственников помещений в многоквартирных домах и членов товарищества, а также неограниченного круга лиц на ознакомление со сведениями и документами, указанными в ч. 1 и 3 ст. 143.1 ЖК РФ.

    Федеральный законодатель также неодинаково определил степень раскрытия информации о государственной регистрации товарищества. Например, в п. 1 ч. 3 ст. 143.1 ЖК РФ речь идет об ознакомлении со свидетельством о государственной регистрации, а в п. 8(1) Стандарта - лишь о реквизитах свидетельства о государственной регистрации товарищества.

    Стандарт вообще не включает в себя следующие документы, предусмотренные ч. 3 ст. 143.1 ЖК РФ:

    • устав товарищества, внесенные в устав изменения;
    • реестр членов товарищества;
    • документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;
    • документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в т.ч. бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;
    • техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы.

    Следовательно, права собственников помещений в многоквартирных домах и членов товарищества, а также неограниченного круга лиц относительно права ознакомиться с вышеуказанными сведениями и документами не защищены от произвола со стороны товарищества в тех случаях, когда отсутствует договор управления.

    Такое правовое регулирование не только не предусматривает эффективную защиту прав, поддержание правопорядка и законности, воспитание уважения к праву, но и в конечном итоге формирует чувство безнаказанности.

    Более того, имеющийся правовой пробел создает необоснованные преференции товариществам, не заключающим договор управления, в будущем. Например, в случае принятия Государственной Думой проекта Федерального закона N 448902-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами)" товарищества, которые ранее нарушали порядок раскрытия информации, способы или сроки раскрытия информации, либо раскрывали информацию не в полном объеме, либо предоставляли недостоверную информацию, смогут успешно пройти процедуру лицензирования, поскольку в отношении их нет сведений о привлечении их к административной ответственности, а в отношении их должностных лиц - сведений о дисквалификации.

    В случае принятия названного законопроекта будет нарушен конституционный принцип равенства всех перед законом, поскольку он необоснованно создает возможность таким безнаказанным правонарушителям - товариществам наравне с законопослушными управляющими компаниями пройти процедуру лицензирования.

    Выход из сложившейся ситуации видится в распространении действия ст. 7.23.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ на все товарищества собственников жилья, независимо от заключения ими договора управления. Также необходимо соотнести предписания ст. 143.1 ЖК с положениями Стандарта, дополнив Стандарт в целях исключения неодинакового подхода к предоставляемому объему информации и документов, обеспечения прав собственников помещений в многоквартирных домах, членов товарищества, а также неограниченного круга лиц и их законных интересов. Полагаем, в настоящее время реализация предлагаемой меры во взаимосвязи с распространением административной ответственности на товарищества, которые осуществляют управление многоквартирными домами без договора управления, позволит устранить нарушения прав и правовой пробел в законе.

    Юридическая консультация по жилищным спорам.

    Спасибо сказали 46 человек
Оставить комментарий

Смотрите также

  • Ульяна
    ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ

    Добрый день, подлежит ли привлечению к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ, организация - арендатор здания, являющегося федеральной собственностью и находящегося на праве хозяйственного ведения у федерального государственного унитарного предприятия, если данное здание передано в аренду без согласия собственника имущества?

  • Обеспеченность жилплощадью - нюансы определения

     

    Наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.
  • Ущерб от капитального ремонта

    Кто должен возмещать ущерб собственникам жилья, квартиры которых пострадали в результате капремонта?