Часто задаваемые вопросы - Жилищные споры
Бесплатная юридическая консультация по жилищным спорам
  • Вероника

    Прокурор по жилищным делам

    Здравствуйте. Владимир, хотелось более подробно узнать информацию об участии прокурора в исполнительном производстве по жилищным делам!

    Добрый день, Вероника!

    В настоящее время прокурор довольно часто является участником судопроизводства по делам, возникающим из жилищных правоотношений, выступая как активной (путем подачи заявления в защиту прав других лиц), так и пассивной форме (посредством вступления в процесс для дачи заключения по делу). Вместе с тем современное законодательство об исполнительном производстве не предусматривает участия данного субъекта в исполнительном производстве, не предоставляет ему право подавать заявление о возбуждении исполнительного производства даже в том случае, если он выступал инициатором возбуждения гражданского судопроизводства в защиту интересов других лиц. Единственной формой его возможного участия в исполнительном производстве в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" является надзор за исполнением законов судебными приставами. В контексте данной формы влияния на исполнительное производство не приходится говорить о том, что прокурор является лицом, участвующим в исполнительном производстве. В данном случае прокуратура осуществляет независимый надзор за деятельностью Федеральной службы судебных приставов РФ и ее должностных лиц в целом, который является гарантией соблюдения законности и защиты прав участников исполнительного производства. Защита прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства, во-первых, является основополагающей, комплексной, относительно самостоятельной отраслью надзора, связывающей все направления прокурорской деятельности, а во-вторых, основной целью и социально-правовой функцией прокурорского надзора, деятельностью по выявлению, устранению, предупреждению нарушений законов, механизмом защиты прав, свобод и интересов личности, что делает необходимым расширение компетенции прокурора в гражданском судопроизводстве.

    Вместе с тем в литературе давно ведется речь о необходимости включения прокурора в число лиц, участвующих в исполнительном производстве, если он являлся лицом, участвовавшим в рассмотрении гражданского дела в суде. Данной позиции придерживается Д.Х. Валеев, апеллируя к полномочиям прокурора подавать заявления в защиту других лиц и публичных образований. Совершенно верно указывает А.А. Семенова, что физическое состояние лиц, незаконно лишившихся жилья, зачастую не позволяет им непосредственно участвовать в исполнительном производстве (болезнь, возраст). Так, например, судом был удовлетворен иск, поданный прокурором, в защиту интересов Г. о признании недействительным договора купли-продажи квартиры. Г. страдал психическим заболеванием, но недееспособным не признавался. В силу состояния здоровья он был не способен в полной мере осознать механизм исполнения решения. Поэтому прокурор вынужден был осуществлять постоянное взаимодействие с ФССП. Действительно, нонсенсом является ситуация, когда прокурор обращается в суд с иском в защиту инвалида, который сам в силу состояния здоровья не может самостоятельно обратиться в суд, но когда дело доходит до исполнительного производства, то прокурор лишен полномочий подать заявление о возбуждении исполнительного производства. В результате сам инвалид не может подать заявление, и прокурор ему тоже не вправе помочь. Возникает ситуация, когда право защищено лишь формально и не получает действительной реализации. В п. 5. Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 26.04.2012 N 181 прокурору, предъявившему иск (заявление) в интересах гражданина, который по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, предписывается принимать меры к обеспечению эффективной защиты нарушенного права указанного гражданина. Практика подтверждает необходимость включения прокурора в число лиц, участвующих в исполнительном производстве. В частности, сегодня Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ фактически ликвидировал данный пробел действующего законодательства в отношении дел, подведомственных арбитражному суду, напрямую указав в п. 17 Постановления от 23 марта 2012 г. N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе", что по ходатайству прокурора исполнительный лист, взыскателем по которому является лицо, в чьих интересах прокурор обращался в арбитражный суд, выдается прокурору, который предъявляет его к исполнению в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве. Прокурор вправе осуществлять контроль за исполнением решения суда, в том числе обращаться в суд, оспаривая решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя по исполнению такого исполнительного листа.

    Четкое определение правового статуса прокурора в исполнительном производстве позволит разрешить немаловажную проблему, связанную с возможными действиями прокурора в случае обнаружения нарушений законодательства.

    Участие прокурора в исполнительном производстве по жилищным делам, на наш взгляд, видится особенно актуальным, поскольку он очень часто является лицом, участвующим в деле. Интересно, что в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор в пределах предоставленных ему полномочий вправе обратиться в суд с иском практически по любой категории дел, возникающих из жилищных правоотношений. На практике данная ситуация нередка, поскольку часто нарушения касаются прав несовершеннолетних, престарелых, инвалидов, недееспособных, то есть лиц, которые не имеют ни физической, ни финансовой, ни организационной возможности самостоятельно себя защитить. Более того, в 2009 году в п. 1 ст. 45 ГПК РФ были внесены изменения, в соответствии с которыми в случае необходимости защиты в судебном порядке права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах прокурор не связан обязанностью доказывать в суде, что гражданин сам по уважительным причинам не мог защищать свои права. Эти изменения обусловлены большой социальной значимостью жилищных прав. В контексте данных положений законодательства совершенно нелогично выглядит позиция законодателя относительно лишения прокурора права подавать заявление о возбуждении исполнительного производства по делу, в котором он принимал участие в инициативной форме.

    Аналогичным образом дело обстоит и с ситуацией, когда прокурор участвовал в деле с целью дачи заключения. Законодательство предусматривает не так много случаев, когда прокурор обязан вступить в процесс для дачи заключения по делам, вытекающим из жилищных правоотношений, в основном они касаются выселения, производимого по различным основаниям. Вместе с тем в литературе высказывается мнение, что специфика жилищных правоотношений и конституционного права каждого на жилище вызывает необходимость предоставить прокурору право вступать в гражданское дело и давать заключение по всем без исключения жилищным спорам в судах общей юрисдикции, если сторонами по делу являются лица, которым государство гарантирует социальную помощь или когда случай имеет общественный резонанс. Поддерживая данную точку зрения, полагаем, что прокурора для дачи заключения следует привлекать также во всех случаях, когда нарушены права несовершеннолетних либо публичные интересы. Соответственно, прокурор обязательно должен привлекаться к участию в исполнительном производстве в том случае, если он участвовал в деле с целью дачи заключения, по иску в суде первой инстанции.

    При этом представляется, что в зависимости от формы участия в исполнительном производстве прокурор должен быть наделен различным набором прав и обязанностей. В случае участия в инициативной форме (путем подачи заявления о возбуждении исполнительного производства) он должен наделяться всеми правами взыскателя, за исключением права заключить мировое соглашение. Отказ прокурора от взыскания не должен влечь правовые последствия для взыскателя и вести к окончанию исполнительного производства. В случае осуществления контрольной функции права прокурора должны ограничиваться правами сторон, указанными в ст. 50 Федерального закона "Об исполнительном производстве", а также правом обжалования действий пристава-исполнителя в судебном порядке.

    На основе изложенного представляется возможным сформулировать следующие признаки участия прокурора в исполнительном производстве:

    1. Прокурор в исполнительном производстве, являясь представителем властного органа, выполняет функцию надзора.
    2. Как лицо, участвующее в исполнительном производстве, прокурор должен быть наделен правом участвовать в нем в двух формах в зависимости от формы участия в гражданском процессе: инициативной и контрольной;
    3. В зависимости от формы участия в исполнительном производстве прокурор должен быть наделен различным объемом прав и обязанностей.
    4. Целями участия прокурора в исполнительном производстве по делам, возникающим из жилищных правоотношений, являются: 1) обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности; 2) защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
    5. Для реализации поставленных целей прокуратура в гражданском судопроизводстве призвана выполнять следующие задачи: 1) способствование правильному и своевременному исполнению юрисдикционных актов по делам, возникающим из жилищных правоотношений; 2) выявление правонарушений в деятельности органов принудительного исполнения, а также иных участников исполнительного производства; 3) устранение выявленных правонарушений средствами и способами, предусмотренными Законом о прокуратуре и ГПК РФ; 4) способствование формированию уважительного отношения к органам принудительного исполнения и предупреждение правонарушений.
    6. Прокурор может быть признан лицом, участвующим в исполнительном производстве, только при условии участия его в гражданском судопроизводстве по соответствующему жилищному делу, и в таком случае прокурор обладает процессуальной заинтересованностью в исходе дела.

    Таким образом, прокурор с точки зрения его положения в исполнительном производстве - это, с одной стороны, лицо, наделенное властными полномочиями и осуществляющее надзор в рамках законодательства о прокуратуре; а с другой стороны, - это лицо, участвующее в исполнительном производстве по делам, возникающим из жилищных правоотношений, в которых он принимал участие при рассмотрении их в суде в целях обеспечения законности и защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства в случаях, предусмотренных законом, имеющее юридический интерес в исходе дела процессуального характера.

    Также представляется необходимым внести изменения в действующее законодательство в части указания на то, что прокурор, участвовавший в гражданском судопроизводстве в защиту жилищных прав других лиц, принимает участие в исполнительном производстве в двух формах (путем подачи заявления о возбуждении исполнительного производства, а также вступления в производство в целях осуществления функции контроля в зависимости от формы участия в деле).

    Указанные изменения послужат целям оптимизации нормативно-правового регулирования статуса прокурора как субъекта исполнительного производства по делам, возникающим из жилищных правоотношений, а в конечном итоге повышению эффективности исполнительного производства.

    Юридическая консультация по жилищным спорам.

    Спасибо сказали 28 человек
Оставить комментарий

Смотрите также

  • Инна Викторовна
    Ремонтные работы общего имущества

    Здравствуйте, Владимир! Вот объясните, возможно ли привлечение к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридического лица, которое некачественно (с нарушением условий договора подряда) выполнило ремонтные работы общего имущества собственников жилых помещений многоквартирного дома?

  • Элеонора Львовна
    Помещения в федеральной собственности

    Здравствуйте, Владимир. Может ли индивидуальный предприниматель быть привлечен к административной ответственности, если он на основании договора аренды с ФГУП, владеющим помещением на праве хозяйственного ведения, заключенного без согласования с собственником, использует в предпринимательской деятельности помещение, находящееся в федеральной собственности?

  • Юлия Владимировна
    Госпошлина в суд общей юрисдикции

    Здравствуйте. Владимир, в каком размере уплачивается государственная пошлина при подаче физическим лицом в суд общей юрисдикции искового заявления, содержащего требование о признании права собственности на квартиру, занимаемую по договору социального найма и состоящую на учете в квартирно-эксплуатационной части Вооруженных Сил РФ, в отношении которой отсутствует регистрация вещного права (хозяйственного ведения или оперативного управления)?