Часто задаваемые вопросы - Увольнение
Бесплатная юридическая консультация по увольнениям
  • Игорь

    Соразмерность примененного взыскания совершенному проступку при увольнении сотрудника

    Здравствуйте, Владимир! Учитывается ли соразмерность примененного взыскания совершенному проступку при увольнении сотрудника за утрату доверия?

    Здравствуйте, Игорь!

    Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года №157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (далее по тексту - Росгвардия Российской Федерации).

    В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, распространяются положения Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» урегулированы правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел (часть 1 статьи 2 названного Закона).

    В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника (пункт 12 части 1 статьи 12).

    Исходя из пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.

    В силу части 2 статьи 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-розыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники органов внутренних дел, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

    Гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел, и сотрудник органов внутренних дел при заключении контракта обязуются выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) и соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения (часть 3 статьи 21 вышеуказанного Федерального закона).

    Частью 2 статьи 47 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что в целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 данного Федерального закона.

    В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

    В соответствии со статьей 50 вышеуказанного закона на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел.

    В соответствии с пунктом 13 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 82.1 настоящего Федерального закона.

    Согласно пункту 4 части 1 статьи 82.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае осуществления сотрудником органов внутренних дел предпринимательской деятельности.

    Согласно статье 51.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 Федерального закона №342-ФЗ, налагаются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии.

    Взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

    В акте о наложении на сотрудника органов внутренних дел взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания наложения взыскания указывается статья 50.1 или 82.1 настоящего Федерального закона.

    Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы и направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 06 июня 1995 года № 7-П, от 21 марта 2014 года № 7-П, от 11 ноября 2014 года № 29-П).

    Закрепляя особенности правового статуса сотрудников органов внутренних дел, федеральный законодатель определяет и правовые последствия несоблюдения предъявляемых к ним требований, включая прекращение служебных отношений.

    Одним из центральных направлений современной Российской внутренней политики, ориентированной, в том числе на повышение качества и эффективности государственного управления, является противодействие коррупции.

    Часть 2 статьи 51.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года

    342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и

    внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является элементом правового регулирования, направленного на предотвращение и преодоление коррупции, обусловленного спецификой государственной службы, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду (статья 37 Конституции Российской Федерации) и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей, связанных с реализацией особых публично- правовых полномочий.

    Учитывая, что к сотрудникам правоохранительных органов законодатель предъявляет повышенные требования по соблюдению действующего законодательства, увольнение сотрудника органов внутренних дел при вышеприведенных нарушениях действующего законодательства является установленным законом способом пресечения нарушения антикоррупционного законодательства. Профилактика коррупционных правонарушений и борьба с выявленными проступками коррупционного характера является приоритетом в деятельности государства. Иное толкование приведенных норм права приводило бы - вопреки принципам правового государства (статья 1 Конституции Российской Федерации) и предназначению деятельности правоохранительных органов – к предоставлению защиты лицам, которые опорочили себя совершением проступка, выявленного в течение установленного законодателем разумного срока, и вследствие этого утратили моральное право продолжить службу в правоохранительных органах.

    Из анализа вышеприведенных норм следует, что сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению со службы в безусловном порядке в связи с утратой доверия в случае совершения коррупционного правонарушения, выразившегося в осуществлении сотрудником органа внутренних дел предпринимательской деятельности. Увольнение сотрудника органов внутренних дел за утрату доверия обусловлено особым правовым статусом указанных лиц. Увольнение при вышеприведенных нарушениях действующего законодательства является единственным установленным законом способом пресечения нарушения антикоррупционного законодательства.

    Следовательно, при увольнении сотрудника за утрату доверия не учитывается соразмерность примененного взыскания совершенному проступку. В силу пункта 13 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ сотрудник подлежит безусловному увольнению, а контракт с ним - расторжению.

    Помощь юриста по трудовым спорам

    Имею большой и успешный опыт решения аналогичных дел.

    Обращайтесь и я с удовольствием Вам помогу.

    25.08.2024

    Спасибо сказали 39 человек
Оставить комментарий

Смотрите также

  • Т
    Увольнение сотрудника без его согласия

    Я работаю в крупной западной компании на постоянной должности с полностью белой зарплатой на протяжении 9 лет. У нас сейчас происходит постепенная оптимизация отдела, сокращение персонала путем соглашения о расторжении трудового договора по соглашению сторон. При этом, насколько я знаю от некоторых уволенных сотрудников, им выплачивают в качестве компенсации 2 оклада. Также у нас в группе несколько декретчиков, которые вот-вот должны выйти. У меня не очень хорошие отношения с моим руководителем. Она явно более заинтересована в том, чтобы при выходе из декрета одной из сотрудниц в сентябре, заменить меня ею. При этом недавно имел место прецедент, когда у нас с руководителем была устная договоренность о перенесении двух дней моего отпуска на другие даты без официального оформления такового. При приближении этих дней у меня оказалось много срочной работы и мне было предъявлено как претензия, что я без предупреждения подрываю все процессы и уезжаю в отпуск (у меня уже были куплены путевки на эти дни). Меня отпустили, но мне было сказано, что это недопустимо. Также у нас после этого случая произошла оценка персонала, ее результаты пока официально не оглашены, но я знаю, что она мне поставила очень низкую оценку, мотивируя это как раз той ситуацией. Также после этой ситуации мне было сказано обучать одну из моих коллег моему участку (тк я единственная на нем работаю без замен) и мой руководитель, находясь на данный момент в отпуске, каждый день пишет мне письма с просьбой отчитываться ежедневно о том, как идет процесс. По всем этим признакам я чувствую, что она хочет меня уволить, не знаю правда точно когда. Еще есть подозрения, что она возможно хочет не выплачивать мне компенсации за увольнения, ссылаясь , например, на ту ситуацию с отпуском (я же в итоге не брала его официально). Может ли она уволить меня по статье: - засчитать мне эти дни отпуска как прогул и уволить по статье? - уволить меня за опоздания, например? У нас практически все сотрудника опаздывают минут на 10-30, это фиксирует пропускная система, но выговоров и предупреждений не было никогда; -может ли она например придраться к моей работе, ссылаясь на то, что мол что-то было по ее мнению было сделано не вовремя, некачественно и тд? Могу ли я при ее решении меня уволить настаивать на компенсации, и если да, то на какую? Я не знаю, насколько это соответствует действительности, но мне сказали знакомые, что при желании и с грамотным юристом я могу рассчитывать на компенсацию аж до 8 окладов. Если это так, то можно ли тогда договориться с юристом, как только возникнет такая ситуация, то я позвоню ему и он поможет мне уладить этот вопрос с наибольшей выгодой для меня? Сколько будет стоить такая услуга? Спасибо

  • Александра Ивановна
    Увольнение сотрудника за прогул

    Добрый день! Расскажите, что делать в такой ситуации:

    Уволили по сокращению, но не предложили ни одной должности. Более того, в уведомлении, которое мне вручили за 2 месяца, указано, что мне не могут ничего предложить в связи с отсутствием вакантных должностей. В течении 2-х мсяцев, которые я ещё работала, уволился мой коллега, должность которого я занимала до перевода на должность, с которой меня сократили.

      Могу ли я оспорить в суде незаконность моего увольнения и требования восстановления на сокращённой должности с возобновлением увольнения по сокращению штата с учётом полного соблюдения процедуры? 

  • Не соблюдение процедуры увольнения сотрудника по сокращению

    Была проведена реорганизация через слияния ряда образовательных учреждений в одно. Части сотрудников как и положено, за 2 месяца до предполагаемого срока увольнения, были выданы уведомления о сокращении, в которых также предлагалась вакантная должность. Здесь все соблюдено, но..... В уведомлении как причина сокращения указан не приказ руководителя учреждения о сокращении численности, а приказ Департамента образования на реорганизацию учреждений ( там ни слова нет о сокращении да и быть не могло). Таким образом получается что процедуру сокращения начали без приказа руководителя учреждения, в котором как раз и регламентируется численность сокращающихся, сроки, ответственные. Кроме того, если бы был такой приказ о сокращении меня, как сотрудника трудовую деятельность которого он затрагивает, должны были с ним ознакомить (ст.22 ТК РФ) чего не было сделано не прямо, ни косвенно (через уведомление)....Можно ли считать данную процедуру увольнения незаконной и опротестовать ее?