юрист
Пример: «Куда подать иск»
-
Дмитрий
Определение надлежащего ответчика
Здравствуйте. Вот как определить надлежащего ответчика по требованию об оплате поставленного коммунального ресурса?
Здравствуйте, Дмитрий!
Как показывает судебная практика, отношения между исполнителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями в одних случаях оформлены договорами энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа), в других случаях поставка коммунального ресурса осуществляется в отсутствие заключенного договора.
В силу пункта 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.Таким образом, вновь избранная управляющая компания приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме, и, следовательно, у нее возникает обязанность по оплате ресурсов, полученных от ресурсоснабжающей организации, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
Поскольку в силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений за предоставление коммунальных услуг, эта управляющая организация до заключения письменного договора вступает в фактические договорные отношения с ресурсоснабжающей организацией.При наличии спора между двумя управляющими организациями, в частности при оспаривании решения общего собрания собственников о выборе новой управляющей организации, вопрос о том, кто в таком случае предоставляет коммунальные услуги и, соответственно, оплачивает их ресурсоснабжающим организациям, должен решаться в каждом конкретном деле исходя из оценки доказательств: либо прежняя управляющая организация на основании письменного договора, либо новая управляющая организация в силу фактически возникших договорных отношений. При этом не исключена возможность выставления счетов ресурсоснабжающей организацией непосредственно гражданам. Оплата гражданами таких счетов в силу части 7.1 статьи 155 ЖК РФ признается выполнением собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме как своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, так и обязательств этой организации перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунального ресурса.
В судебной практике часто встречаются дела, когда ресурсоснабжающие организации предъявляют иски к управляющим компаниям о взыскании задолженности за поставленные ресурсы в многоквартирные жилые дома при отсутствии договора. Основным возражением ответчиков является то, что договор на поставку коммунального ресурса не заключен, а следовательно, обязательства по его оплате не возникли; ресурс оплачивался гражданами-потребителями на основании договоров, заключенных напрямую с ресурсоснабжающей организацией.
Судами всех инстанций эти доводы признавались несостоятельными. Суды правомерно исходили из того, что получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у него статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью предоставлять коммунальные услуги конечным потребителям и осуществлять расчет за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. При изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечислении конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям) схема договорных отношений не меняется и управляющая организация остается лицом, обязанным оплачивать ресурсоснабжающим организациям поставленные коммунальные ресурсы (Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа (далее - АС СЗО; до 06.08.2014 - ФАС СЗО) от 10.10.2014 по делу N А21-7874/2013, от 27.10.2014 по делу N А21-10174/2013, от 28.04.2015 по делу N А21-7468/2013).Правильность данной правовой позиции подтверждена Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014.
Верховный Суд Российской Федерации указал на то, что если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, то отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Поэтому в подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с пунктом 14 Правил N 354.
Вступившие в действие с 7 марта 2012 года Правила N 124 и Постановление N 124 содержат новые формулы для определения объемов коммунального ресурса, поставляемого ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный жилой дом, не оборудованный общедомовым прибором учета.
До вступления в силу Правил N 124 действовали Правила N 307, в силу пункта 8 которых условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны были противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
-
НатальяКачество предоставления коммунальных услуг
Здравствуйте. Административным органом (территориальным управлением Роспотребнадзора) проведена проверка организации (управляющей компании) по вопросу качества предоставления коммунальных услуг. В ходе проверки было установлено, что в период с 1 по 15 марта 2010 г. жителям не предоставлялись коммунальные услуги по горячему водоснабжению и отоплению. По результатам проверки административным органом было вынесено постановление о привлечении организации к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ (продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке). Организация, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилась с заявлением в арбитражный суд, указав на неправильную квалификацию административного правонарушения, в связи с чем постановление подлежит отмене. Является ли довод организации обоснованным?
Смотрите также