юрист
Пример: «Куда подать иск»
-
Наталия Кирилловна
Плата за предоставление социальных услуг
Здравствуйте! Имеют ли право поставщики социальных услуг в субъекте Российской Федерации, предоставляющие гражданам на основании договора социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, в рамках длящихся правоотношений, возникших до 1 января 2015 года, увеличивать размер ежемесячной платы за эти услуги по сравнению с тем, каким он был для этих граждан по состоянию на 31 декабря 2014 года, а также ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми, которые были установлены до введения с 1 января 2015 года нового правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания?
Здравствуйте, Наталия Кирилловна!
Отвечая на Ваш вопрос, приведу пример конкретного дела из судебной практики.
Организация социального обслуживания Краснодарского края «Дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее также – дом-интернат) обратилась в суд с иском к С. об обязании ежемесячно перечислять 75 процентов ежемесячной денежной выплаты в счет оплаты за предоставляемые социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.
В обоснование заявленных требований указано, что С. является инвалидом II группы и получателем ежемесячной денежной выплаты инвалидам (далее – ежемесячная денежная выплата); на основании ее личного заявления и путевки Департамента социальной защиты населения Краснодарского края С. 14 октября 2010 г. поступила в «Дом-интернат для престарелых и инвалидов». Между домом-интернатом и С. 12 января 2015 г. заключен договор о предоставлении социальных услуг, по условиям которого дом-интернат обязался оказывать С. социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, а С. – оплачивать указанные услуги в размере 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
Истец ссылался на то, что в силу пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. No 1075, при расчете среднедушевого дохода учитывается в том числе и ежемесячная денежная выплата, однако С. в нарушение договора о предоставлении социальных услуг отказывается оплачивать социальные услуги с учетом 75 процентов ежемесячной денежной выплаты и не подает в пенсионный орган в добровольном порядке заявление о ежемесячном перечислении на расчетный счет организации социального обслуживания 75 процентов ежемесячной денежной выплаты в счет оплаты предоставляемых ей социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
Решением районного суда, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам краевого суда, исковые требования дома-интерната удовлетворены.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что С., заключив 12 января 2015 г. договор о предоставлении социальных услуг, не исполняет его условия в части оплаты таких услуг, в связи с чем сделал вывод о наличии оснований для возложения на С. обязанности перечислять на расчетный счет дома-интерната 75 процентов ежемесячной денежной выплаты в период получения ею социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.
Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления С. (14 октября 2010 г.) в учреждение социального обслуживания регулировались Федеральным законом от 2 августа 1995 г. No 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее – Федеральный закон от 2 августа 1995 г. No 122-ФЗ).
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включало в том числе стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования) (подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 2 августа 1995 г. No 122-ФЗ).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. No 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. No 244) было установлено, что размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
Федеральный закон от 2 августа 1995 г. No 122-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. No 244 утратили силу с 1 января 2015 г. в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. No 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. No 442-ФЗ) и изданием постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2014 г. No 581 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» соответственно.
В силу части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. No 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. No 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, пунктом 5 которых определены виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчете среднедушевого дохода, к числу которых отнесены в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с 1 января 2015 г. при расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. No 442-ФЗ в статье 35 предусмотрены переходные положения. Согласно части второй названной статьи в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан – получателей социальных услуг – в рамках длящихся правоотношений (то есть возникших до 1 января 2015 г.) с 1 января 2015 г. предписано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на 31 декабря 2014 г., а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на 31 декабря 2014 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации указала, что при разрешении исковых требований дома-интерната к С. с учетом положений части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. No 442-ФЗ суду следовало установить, являются ли спорные отношения сторон длящимися, а именно когда между истцом как поставщиком социальных услуг и ответчиком как получателем социальных услуг впервые был заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме, продолжались ли эти отношения истца и ответчика по состоянию на 31 декабря 2014 г., каков был размер ежемесячной платы С. за предоставление социальных услуг по состоянию на 31 декабря 2014 г. и превышает ли его размер ежемесячной платы, вновь установленный с 1 января 2015 г.; не допущено ли ухудшение условий предоставления социальных услуг по сравнению с условиями, имевшими место на 31 декабря 2014 г.
Между тем судебные инстанции не определили названные обстоятельства в качестве юридически значимых и не установили их, вследствие чего вывод судебных инстанций о наличии оснований для возложения на С. обязанности перечислять на расчетный счет дома- интерната 75 процентов ежемесячной денежной выплаты в период получения ею социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания является неправомерным.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила состоявшиеся по делу судебные постановления и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Обращайтесь, обязательно помогу.
-
Как в договор добавить законного представителя?
Подскажите, пожалуйста, как можно изменить получателя социальных услуг в договоре о предоставлении социальных услуг?? Так как гражданина лишили дееспособности, как заменить его в договоре на опекуна?
-
МихаилПредварительный договор аренды
Добрый день. Мною был заключен предварительный договор аренды. После получения свидетельства о праве собственности на здание должен быть заключен основной договор. Срок предварительного договора истек 31.01.2014 года. Я продолжал пользоваться помещением. 14 мая 2014 года Арендатор представил соглашение о расторжении договора от 31.01.2014 года и акт возврата помещения, а также новую редакцию основного договора. Соглашение о расторжении мною подписано, от подписания нового основного договора я отказался. Решил вывести товар, чтобы освободить помещение, препятствует охрана. Обратился в правоохранительные органы, пока безрезультатно. Как правильно поступить в создавшейся ситуации.
-
Достаточно ли для прекращения дела заявить на суде о пропуске срока исковой давности по взысканию долгов за услуги ЖКХ, если долг выставлен за неопределенный срок до 2011 года?
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, достаточно ли для прекращения дела заявить на суде о пропуске срока исковой давности по взысканию долгов за услуги ЖКХ, если Управляющая компания обанкротилась в 2011 году (конкурсное управление в н.в.), следовательно долг мог образоваться только до 2011 года? Кроме того, долг не детализирован, просто указана сумма к взысканию. Иск в суд был подан в августе (?) 2015 г. Слушание дела состоится 30 мая 2016. Долг образован не только мной, так как мои коммунальные платежи были перенесены по месту фактического проживания (есть подтверждающая это с января 2008 года справка из расчетного центра ). Человек, который накопил долг, умер в сентябре 2014 года. Квартира была в муниципальной собственности, приватизирована в марте 2015 года. Спасибо.
Смотрите также