Часто задаваемые вопросы - Административные споры
Бесплатные юридические консультации по административным спорам
  • Елена

    Основание для отнесения безнадзорных животных к муниципальной собственности

    Здравствуйте, Владимир! Пункт 1 ст. 231 ГК является основанием для отнесения безнадзорных животных, отловленных и содержащихся в рамках осуществляемой за счет средств бюджета субъекта РФ, к муниципальной собственности в целях взыскания с муниципалитета средств на их содержание?

    Здравствуйте, Елена!

    Регулирование в ГК отношений по безнадзорным животным сходно с регулированием отношений в связи с находкой, но не идентично ему. Так, лицо, задержавшее безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника; на время розыска собственника животные могут быть оставлены лицом, задержавшим их, у себя на содержании и в пользовании либо сданы на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия.

    По просьбе лица, задержавшего животных, подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания, и передачу ему животных осуществляют полиция или орган местного самоуправления. Лицо, задержавшее животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать и при наличии вины отвечают за их гибель и порчу в пределах их стоимости (ст. 230 ГК).

    Данное регулирование основано на предположении, что у безнадзорного домашнего животного может быть владелец и оно лишь временно оказалось без надзора.

    Определяя с учетом этого порядок действий после задержания животного, соответствующее регулирование в полной мере распространяется лишь на отношения, складывающиеся при задержании животного по инициативе лица, которое вправе, но не обязано совершить такое задержание, обнаружив безнадзорное домашнее животное. При этом лицо может руководствоваться жалостью или симпатией к животному, другими гуманными соображениями.

    В Постановлении КС РФ от 4 декабря 2023 года № 55-П разъяснено, что что право собственности на безнадзорных животных при обстоятельствах, указанных в п. 1 ст. 231 ГК, когда спустя шесть месяцев с момента заявления о задержании животных их собственник так и не обнаружен или сам не заявил о своем праве на них, а лицо, у которого они находились на содержании и в пользовании, не желает приобрести право собственности на животных, такое право возникает у муниципального образования в силу закона. Данное правило нацелено на то, чтобы снять с лица добровольно принятую на себя обязанность по содержанию животных, если оно не выразило намерения стать его собственником, и на то, чтобы предотвратить возвращение животного в безнадзорное состояние. Выступая гарантией надлежащего обращения с животными, чей собственник неизвестен, это правило носит субсидиарный характер и производно от частноправовых по своей природе отношений, возникающих в связи с задержанием животного, розыском собственника и возвращением животного ему.

    У муниципального образования возникает обязанность обеспечить надлежащее обращение с безнадзорными животными, включая несение бремени их содержания (ст. 210 ГК). Содержание безнадзорных животных, поступивших в муниципальную собственность, сопряжено с дополнительными расходами, однако из ст. 230 и 232 ГК следует, что гражданско-правовые нормы о безнадзорных животных распространяются и на тех из них, в отношении которых возможно использование (извлечение выгоды), в том числе для местных нужд. Поэтому данное регулирование предполагает необходимость достижения надлежащего баланса блага для муниципального образования как приобретателя безнадзорных животных в собственность в силу закона и бремени, которое уравновешивается также отмеченным вспомогательным характером механизма принятия животных в муниципальную собственность

    Деятельность по обращению с животными без владельцев направлена в первую очередь на поддержание общественной безопасности как в смысле устранения возможной физической угрозы гражданам от таких животных, так и в смысле обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, что соотносимо с п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции, которая включает в круг предметов совместного ведения РФ и ее субъектов защиту прав и свобод, а также обеспечение общественной безопасности. То обстоятельство, что в число целей деятельности по обращению с животными без владельцев входит и возврат потерявшихся животных их владельцам, служит учету прав и законных интересов владельцев животных и не меняет природу данной деятельности как деятельности в сфере общественной безопасности. Установленный в Законе об ответственном обращении с животными механизм осуществления органами публичной власти деятельности в области обращения с животными без владельцев, содержащий конкретные меры, направленные прежде всего на обеспечение общественной безопасности и на формирование в обществе ответственного отношения к животным, напрямую не связан с предусмотренным п. 1 ст. 231 ГК правилом о поступлении в муниципальную собственность безнадзорных животных и в принципе не затрагивает вопросов приобретения публично-правовыми образованиями права собственности на отловленных животных без владельцев. Это правило не может пониматься в качестве подменяющего, в том числе по истечении шести месяцев с момента задержания животного, действие специальных норм, посвященных обращению с животными без владельцев. Иное толкование ставило бы под угрозу определенность в том, что касается обращения с такими животными.

    Поскольку в п. 1 ст. 231 ГК регламентируется ситуация, когда безнадзорные домашние животные до истечения шести месяцев со дня заявления об их задержании (находке) содержатся за счет средств тех или иных лиц и определяется порядок приобретения права собственности на безнадзорных домашних животных, постольку данное законоположение, рассматриваемое в системе специального правового регулирования по вопросам разграничения полномочий между органами публичной власти в части обращения с животными без владельцев, не предполагает своего применения при обстоятельствах, в которых возник спор.

    Таким образом, Конституционный Суд признал, что п. 1 ст. 231 ГК не предполагает его применения в качестве основания для отнесения животных, отловленных и содержащихся в рамках осуществляемой за счет средств бюджета субъекта России деятельности по обращению с животными без владельцев, к муниципальной собственности в целях решения вопроса о взыскании с муниципального образования денежных средств в размере расходов, понесенных на таких животных по истечении шести месяцев после их отлова.

    Помощь юриста по административным спорам

    Имею большой и успешный опыт решения аналогичных дел.

    Обращайтесь и я с удовольствием Вам помогу.

    26.02.2024

    Спасибо сказали 36 человек
Оставить комментарий

Смотрите также

  • Имеют ли право в детском саду требовать с меня деньги?

    Здравствуйте, Владимир! У меня к вам такой вопрос. Наш садик выиграл тендер на установку пластиковых окон, и у родителей теперь ттребуют взнос 15% от суммы тендера (около 1500 рублей). Могут ли с меня требовать эти деньги?

  • Как повлиять на хозяина собаки, который выгуливает питомца без намордника?

    Здравствуйте, Владимир. У моего соседа есть собака - терьер и он постонно гуляет с ней лишь на поводке, без намордника. И хоть собака по сей день ведёт себя спокойно, она всё равно вызывает опасения, так как во дворе гуляет много детей. К хозяину уже обращался, но он отказывается надевать намордник, ссылаясь на поводок. Как можно привлечь соседа к ответственности? 

  • Административная ответственность АО

    Отказ акционерного общества в представлении информации о заключенных им гражданско-правовых договорах акционерам, владеющим в совокупности менее 25 процентов голосующих акций, не является основанием для привлечения общества к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ.