юрист
Пример: «Куда подать иск»
-
Алла Михайловна
Информационно-аналитическое обеспечение
Владимир, здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, про информационно-аналитическое обеспечение прокурорского надзора за исполнением жилищного законодательства!
Доброе утро, Алла Михайловна!
Высокая эффективность и требуемая действенность проводимых прокуратурой надзорных мероприятий во многом определяется уровнем и качеством ее информационно-аналитического обеспечения.
Практика свидетельствует, что именно надлежащее и своевременное информационное обеспечение деятельности прокуратуры по исполнению жилищного законодательства - важнейшее и обязательное условие ее высокой эффективности.
Правильная организация работы прокурора и высокая результативность во многом определяется и достигается на практике своевременным поступлением и наличием в прокуратуре информации, содержащей определенные (оперативные, отчетные и др.) сведения о совершенных нарушениях жилищного законодательства. В этой связи каждому прокурору необходимо помнить, что правильное планирование работы невозможно без достаточного информационного обеспечения и определенной аналитической работы.
Информационное обеспечение прокурорского надзора за исполнением жилищного законодательства состоит в том, чтобы сведения о совершенных правонарушениях поступали своевременно из всех действующих на поднадзорной территории источников информации.
Поступающие в прокуратуру сведения о правонарушениях учитываются в специальных папках-нарядах. Однако при наличии возможностей накопление информации целесообразно осуществлять на электронной основе.Наиболее результативны надзорные проверки, проводимые на основе глубокого анализа состояния законности. Важно отметить, что прокурору надлежит организовать систематическое поступление необходимой информации и, конечно, прежде всего, той, которой располагают соответствующие контролирующие органы. Среди таких источников информации о правонарушениях наиболее важными являются органы государственного жилищного контроля, на которые законом возложена обязанность в пределах своей компетенции обеспечивать соблюдение жилищного законодательства и бороться с выявляемыми правонарушениями. В большинстве случаев получаемые от этих органов сведения дают прокурору возможность сделать предварительные выводы не только о характере и распространенности нарушений жилищных прав граждан на объектах, поднадзорных прокурору, но также могут дать представление и о том, какова активность контролирующих органов в устранении этих нарушений законодательства.
Важное значение для правильной организации надзора имеет получение необходимой информации из региональных государственных органов статистики. Эта информация может быть двоякого характера:
- сводные статистические отчеты государственной жилищной инспекции субъекта РФ, относящиеся к жилищной сфере, характеризующие положение дел в целом по району, городу, субъекту Федерации;
- отчетные статистические показатели, касающиеся отдельных сфер деятельности жилищных органов по содержанию и эксплуатации жилищного фонда.
Важно также использовать информацию отделов (управлений) органов внутренних дел, содержащихся в ежедневных оперативных сводках, в которых сообщается о происшедших противоправных случаях с гражданами, в том числе по месту их жительства (самовольное занятие квартир либо неправомерное выселение из жилого помещения и др.).
Необходимые прокурору сведения о правонарушениях и способствующих им обстоятельствах могут содержаться в материалах уголовных дел, которые возбуждаются по ст. 139 УК РФ (нарушение неприкосновенности жилища) и некоторым другим статьям УК РФ. Материалы гражданских дел по таким категориям, как выселение без предоставления другого жилого помещения либо выселение с предоставлением меньшей жилплощади, о приватизации жилого помещения и др. также могут содержать информацию о допущенных нарушениях норм жилищного законодательства.
О распространенности нарушений жилищных прав работников можно сделать вывод в результате изучения, анализа и обобщения характера жалоб, заявлений и обращений граждан, поступивших не только в прокуратуру за соответствующий период времени (квартал, полугодие), но и в другие организации (органы местного самоуправления, жилищные комиссии, профсоюзные организации и др.).
Анализ состояния законности в жилищной сфере наиболее полно отражает действительную картину тогда, когда прокурором анализируются данные, поступившие из различных источников. Это позволяет избежать формального подхода к их оценкам и, следовательно, неправильных и поверхностных проверок.
Однако необходимо подчеркнуть, что вышеприведенный перечень источников информации является примерным. Поэтому с учетом сложившейся в регионе конкретной ситуации прокурор сам определяет как периодичность, так и объемы необходимой информации о правонарушениях в жилищной сфере.
Поэтому рекомендуется в каждой прокуратуре четко определить:- объем и характер необходимых сведений о правонарушениях в этой сфере с учетом характеристики региона (района, города, субъекта Федерации);
- распространенности тех или иных видов нарушений жилищного законодательства с учетом анализа за предшествующий период;
- наличие или отсутствие на поднадзорной территории тех или иных органов государственного и общественного контроля;
- периодичность и способы истребования информации (квартал, полугодие, год);
- порядок изучения, анализа и обобщения собранной информации и т.д.
В целом накопление нужной информации позволяет прокурору своевременно сделать на ее основе достаточно правильные выводы о характере и распространенности конкретных нарушений законности в жилищной сфере, об их динамике, тенденции их роста или снижения, а также выявить органы надзора и контроля, которые не выполняют требований закона и возложенных на них контрольных функций.
Поэтому всю поступающую в прокуратуру из различных источников информацию о правонарушениях надлежит регулярно (ежемесячно, ежеквартально) тщательно анализировать и обобщать. По результатам необходимо составлять справки, в которых информацию о правонарушениях следует подразделять по определенным направлениям:
- нарушения жилищных прав граждан;
- законность нормативно-правовых актов;
- незаконная приватизация жилых помещений;
- нарушение прав участников долевого жилищного строительства.
Полученная прокурором информация подлежит систематизации и правовой оценке с учетом следующих критериев:
- характера правонарушений;
- распространенности правонарушений на отдельных объектах;
- общественной опасности совершаемых правонарушений;
- причин и условий, способствующих нарушениям законодательства.
На основе проведенного анализа и обобщения информации о правонарушениях прокурором более рационально и предметно планируются надзорные мероприятия текущего и перспективного характера.
Таким образом, постоянный и целенаправленный анализ всей совокупности информации о правонарушениях, посягающих на жилищные права работников, позволяет прокурору своевременно выявлять и намечать для проверки состояния законности конкретные органы власти и управления, органы местного самоуправления, жилищные организации и другие хозяйствующие субъекты, а также безошибочно сформулировать конкретный круг вопросов, подлежащих выяснению в ходе проверки, и определить механизм ее осуществления.
Смотрите также