юрист
Пример: «Куда подать иск»
-
Анжелика
Особенности миграционного учета
Здравствуйте. Какие есть особенности миграционного учета граждан Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана?
Доброе утро, Анжелика!
Граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана подлежат миграционному учету по месту пребывания. Этот вывод сделан на основании ч. 1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ с учетом того, что указанным Законом и международными договорами не предусмотрено иное. В связи с тем что Постановлением от 19.07.2017 N 22-П Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, впредь до внесения в него изменений при решении вопроса о выборе места постановки иностранного гражданина (лица без гражданства) на учет по месту пребывания положения ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 20 данного Закона не могут рассматриваться как обязывающие временно пребывающего в РФ иностранного гражданина (лица без гражданства), поставленного на миграционный учет по месту нахождения (адресу) пригласившей его организации (принимающей стороны), вставать на миграционный учет по месту нахождения (адресу) жилого помещения, которое ему предоставила принимающая сторона и в котором он временно проживает. Во всех иных случаях иностранные граждане и лица без гражданства должны, если в Законе N 109-ФЗ прямо не указаны иные правила миграционного учета, вставать на учет по месту пребывания в месте их фактического проживания. Не подлежат учету по месту пребывания граждане названных государств, которые относятся к категориям иностранцев, перечисленным, например, в ч. 6 ст. 20 Закона N 109-ФЗ.
Миграционный учет граждан этих государств имеет ряд особенностей, предусмотренных международными договорами.
Так, граждане Казахстана и Армении, прибывшие в Россию для осуществления трудовой деятельности или трудоустройства, в течение 30 суток с даты въезда освобождаются от обязанности регистрироваться в органах миграционного учета. Такой вывод следует из абз. 1 преамбулы, абз. 3 ст. 2, абз. 1 п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС, абз. 1 ст. 1 Договора о присоединении Армении к Договору о ЕАЭС.
Для граждан Беларуси срок пребывания в РФ без постановки на миграционный учет по месту пребывания составляет 90 дней с даты въезда (ст. 3 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006).
По истечении соответствующего срока пребывающие в России граждане перечисленных государств подлежат миграционному учету в порядке, установленном законодательством РФ. Данный вывод следует из абз. 1 преамбулы, абз. 3 ст. 2, абз. 2 п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС, абз. 1 ст. 1 Договора о присоединении Армении к Договору о ЕАЭС, ст. 3 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006.
Срок временного пребывания (проживания) на территории России граждан Беларуси, Казахстана и Армении, прибывших для осуществления трудовой деятельности или трудоустройства, определяется сроком действия их трудового (гражданско-правового) договора. Это следует из абз. 1 преамбулы, абз. 3 ст. 2, п. 5 ст. 97 Договора о ЕАЭС, абз. 1 ст. 1 Договора о присоединении Армении к Договору о ЕАЭС.
Сроки пребывания должны быть указаны в числе прочих данных в уведомлении о прибытии (абз. 12 пп. "а" п. 23 Правил).
Перечисленные выше особенности миграционного учета распространяются и на граждан Кыргызстана, прибывших в Россию для осуществления трудовой деятельности или трудоустройства, поскольку в силу абз. 1 ст. 1 Договора о присоединении Кыргызстана к Договору о ЕАЭС в отношении них также действуют положения Договора о ЕАЭС.
Между Россией и Кыргызстаном также заключено Соглашение о порядке пребывания граждан РФ на территории Киргизской Республики и граждан Киргизской Республики на территории РФ (Санкт-Петербург, 19.06.2015).
В отличие от Договора о ЕАЭС в упомянутом Соглашении особенности миграционного учета не поставлены в зависимость от целей прибытия гражданина Кыргызстана в Россию. Это следует из анализа п. 1 ст. 1 данного Соглашения и абз. 1 п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС.