юрист
Пример: «Куда подать иск»
-
Вера
оценка эффективности деятельности педагогического работника
Какова сущность определениякритериев оценки эффективности деятельности научно-педагогических работников
Добрый день, Вера!
Анализ содержания примерной формы трудового договора, утвержденной приложением N 3 к распоряжению Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. N 2190-р, свидетельствует, что предлагаемое содержание трудового договора не отвечает требованиям эффективности и не решает поставленную задачу. Так, права и обязанности сторон трудового договора в примерной форме носят формальный и отсылочный характер, дублируют положения ст. ст. 21 и 22 ТК РФ. Кроме этого, положения примерной формы трудового договора не предлагают образовательным организациям высшего образования модельных критериев оценки эффективности деятельности научно-педагогических работников.
К настоящему времени завершился этап разработки и апробации моделей эффективного контракта в системе высшего образования. В течение 2014 - 2015 гг. образовательные организации были вынуждены самостоятельно разрабатывать положения "эффективных контрактов" и определять критерии оценки эффективности деятельности научно-педагогических работников (табл. 1).
Вид работы (критерии)
I
Учебно-методическая работа
1
Написание и издание учебно-методической литературы (учебников, учебных пособий, учебно-методических пособий, практикумов, рабочих тетрадей, сборников задач, сборников текстов, учебных материалов и проч.)
2
Разработка учебно-методического комплекса по дисциплине
3
Разработка / обновление рабочей программы учебной дисциплины
4
Разработка / обновление материалов для промежуточного и итогового контроля знаний студентов
5
Разработка электронного / мультимедийного учебника / пособия / комплекса
6
Разработка заданий с использованием компьютерных обучающих (дистанционных) программ
7
Разработка новых курсов
II
Научно-исследовательская работа
1
Издание научных монографий и научных статей (в изданиях ВАК и РАН; в прочих изданиях, входящих в РИНЦ, Scopus, Web of Science и др.; статей в прочих научных изданиях); работа в редакционных коллегиях научных изданий
2
Участие в конференциях (сертификат участника); доклад на всероссийской, международной, университетской научной конференции; организация конференций, семинаров, круглых столов и прочих научных мероприятий
3
Рецензирование диссертации (внутреннее); оппонирование диссертации; экспертиза диссертации (диссертационный совет); подготовка отзыва на автореферат; подготовка отзыва ведущей организации; сдача кандидатских минимумов, подготовка диссертации, защита диссертации
4
Участие в работе диссертационного совета
5
Индексы научного цитирования (система показателей - состояние, прирост)
6
Участие в конкурсах на выполнение НИР (подача заявки, выигранные заявки, выполненные заявки)
7
Руководство научно-исследовательской деятельностью кафедры/факультета
III
Прочая деятельность
1
Повышение квалификации
2
Переподготовка по профилю преподаваемой дисциплины
3
Участие в деятельности экспертных советов ВАК Министерства образования и науки РФ и др.
4
Работа в наблюдательных и общественных советах, членство в общественных организациях, занимающихся вопросами науки и образования
5
Участие в теле- и радиопередачах и публикации, способствующие повышению имиджа университета (вклад в репутацию)
6
Работа в экспертных группах и конкурсных комиссиях
7
Участие в воспитательной работе (студенческие кружки, общества и проч.)
Как показал опыт российских университетов, для успешного введения системы эффективного контракта в образовательной организации высшего образования необходимо:
конкретизировать трудовую функцию научно-педагогических работников образовательной организации и исчерпывающим образом определить минимум обязательной работы по всем направлениям как условие прохождения конкурса и проводить конкурс в полном соответствии с таким минимумом, а при несоблюдении минимума заключать контракт только на один год и не возобновлять при повторном невыполнении минимума (соответственно, количество статей, повышение квалификации и пр. учитывается только при выполнении дополнительных, сверх обязательных объемов работ);
разработать и внести изменения в коллективный договор образовательной организации, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о выплатах стимулирующего характера (в связи с введением системы показателей и критериев оценки эффективности труда) с учетом мнения выборного коллегиального органа первичной профсоюзной организации;
построить систему оценки эффективности деятельности научно-педагогических работников образовательной организации высшего образования на нескольких понятных группах критериев, в рамках которых должны быть четко прописаны все варианты критериев с указанием веса в баллах или иных единицах (часах);
определить условия оплаты труда научно-педагогических работников и "стоимость" одного балла при соответствии критериям оценки эффективности деятельности или часа переработки, с учетом которых будет формироваться величина доплаты научно-педагогическим работникам;
построить систему эффективного контракта исключительно на системе заслуг, а не штрафов; запретить использование субъективных или нерелевантных критериев, таких как рейтинги студентов и коллег, объемы привлеченных в университет денежных средств;
предусмотреть набор селективных стимулов, способствующих развитию профессиональных знаний и умений (развитию компетенции) научно-педагогических работников <3>.