юрист
Пример: «Куда подать иск»
-
Арсен У.
Протокол проверки отчетности СЗВ-М
Подскажите, можно ли расценивать протокол проверки СЗВ-М с указанием на ошибки как уведомление, которое фонд обязан направить страхователю, обнаружив неточности в отчетности?
Здравствуйте, Арсен!
Поясню свой ответ на примере конкретного дела из судебной практики.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Родина Ю.А., рассмотрев 23.04.2020 без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу Управления образования администрации муниципального образования Кандалакшский район на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020 по делу N А42-9736/2019, установил:
Управление образования администрации муниципального образования Кандалакшский район, адрес: 184042, Мурманская обл., г. Кандалакша, Первомайская ул., д. 34, ОГРН 1025100539430, ИНН 5102050634 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кандалакше Мурманской области (межрайонное), адрес: 184040, Мурманская обл., г. Кандалакша, Первомайская ул., д. 8, ОГРН 1025100537923, ИНН 5102007244 (далее - Фонд), от 27.06.2019 N 137 о привлечении к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в общей сумме 1000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции от 21.11.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.01.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 21.11.2019 и постановление от 27.01.2020 и принять по данному делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что Фонд при обнаружении в представленных индивидуальных сведениях о застрахованных лицах ошибок должен был направить уведомление по форме, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 N 1058п, и к уведомлению приложить протокол проверки и (или) сведения об ошибках. В данном случае Фонд не направлял уведомление по установленной форме, поэтому к заявителю не могут быть применены финансовые санкции.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 и частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как усматривается из материалов дела, 31.03.2017 Управление по телекоммуникационным каналам связи представило отчетность по форме СЗВ-М за март 2017 года в отношении 107 застрахованных лиц с ошибочным указанием данных о 2 застрахованных лицах (неверное отчество одного и ошибка в фамилии другого). Впоследствии, после получения от Фонда протокола проверки отчетности от 31.03.2017, Управление с нарушением установленного срока для исправления имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок представило 14.02.2019 дополняющую форму СЗВ-М за март 2017 года в отношении 2 застрахованных лиц.
Ввиду представления Управлением неполных и (или) недостоверных сведений за март 2017 года в отношении застрахованных лиц Фондом составлен акт от 29.05.2019 N 137 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, и принято решение от 27.06.2019 N 137 о привлечении к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в общем размере 1000 руб.
Не согласившись с решением Фонда, Управление оспорило его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, сделав вывод, что в рассматриваемом случае имеются основания для применения к Управлению финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку дополняющие сведения о 2 застрахованных лицах, устраняющие выявленные Фондом ошибки в индивидуальных сведениях, были направлены только 14.02.2019, т.е. по истечении пятидневного срока со дня получения (03.04.2017) заявителем протокола проверки отчетности.
Суд кассационной инстанции, ознакомившись с доводами кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Из пункта 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), следует, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
За непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 39 названной Инструкции).
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что полные и достоверные сведения о двух застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2017 года Управление представило с нарушением пятидневного срока для устранения имеющихся ошибок в представленных сведениях и передачи уточненных (дополненных) сведений, предусмотренного пунктом 39 Инструкции N 766н, признали правомерным привлечение заявителя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 1000 руб.
Возражения подателя жалобы относительно того, что Фонд не направлял в его адрес уведомление по форме, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 N 1058п, поэтому к нему не могут быть применены финансовые санкции, были предметом рассмотрения и оценки судов и правомерно отклонены.
Как обоснованно указали суды, в рассматриваемом случае Фондом в адрес Управления 31.03.2017 по телекоммуникационным каналам связи был направлен протокол проверки отчетности страхователя со статусом "Документ принят частично" с описанием кодов результатов проверки. В протоколе Управлению сообщено о необходимости устранить ошибки и представить достоверные сведения о двух застрахованных лицах.
Протокол проверки получен Управлением 31.03.2017, что не оспаривается заявителем. Вместе с тем в установленный пятидневный срок Управление выявленные ошибки не устранило, уточненные (дополненные) сведения представлены лишь 14.02.2019, то есть по истечении двух лет.
Исходя из того, что настоящее дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, принятые по данному делу судебные акты, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 АПК РФ).
Доводы Управления не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа постановил: решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020 по делу N А42-9736/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления образования администрации муниципального образования Кандалакшский район - без удовлетворения.
Обращайтесь, обязательно помогу.