юрист
Пример: «Куда подать иск»
-
Олег Ш.
Взыскание административного штрафа
Подскажите, может ли компания, которую наказали штрафом за продажу некачественной продукции, взыскать убытки от этого штрафа со своего контрагента, который и поставил продукт?
Здравствуйте, Олег!
Поясню свой ответ на примере конкретного дела из судебной практики.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЛЕВ» на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.08.2018 по делу NoА60-39029/2018, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2018 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.02.2019 по тому же делу, по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛЕВ» кУправлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Тютина Д.В., выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Общество с ограниченной ответственностью «ЛЕВ» (далее–общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее–административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 06.06.2018 No03-17/98-2018, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 14.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее–КоАП РФ), в виде наложения штрафа в размере 1000000 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.08.2018, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2018 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 01.02.2019, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе общество ставит вопрос об отмене обжалуемых судебных актов, в связи с допущенным, по его мнению, нарушением норм материального права. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Тютина Д.В. от 05.07.2019 кассационная жалоба вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее также–АПКРФ).
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статьи 291.14 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, Судебная коллегия считает, что судебные акты подлежат отмене, с принятием нового судебного акта и удовлетворением требования общества, ввиду следующего.
Как следует из судебных актов и материалов дела, по результатам проверки административный орган выявил нарушение обществом требований пункта 4 части 13 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2008 No381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее–Закон о торговле), выразившееся в совершении действий по возмещению расходов, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров от 01.01.2017 No300п2018/000082 (с учетом протокола разногласий от 01.01.2017), заключенного с обществом с ограниченной ответственностью «УГМК-Агро» (далее–ООО«УГМК-Агро»), а именно: включение в пункт 5.5 названного договора условия о том, что если на поставленный поставщиком и реализуемый покупателем товар в течение его срока годности и при соблюдении покупателем условий хранения был наложен штраф государственными контролирующими органами, и (или) товар был снят с реализации, то поставщик, безусловно, отвечает и обязан возместить все расходы, понесенные в связи с этим покупателем, в том числе штрафы, наложенные на покупателя и на должностных лиц покупателя.
При этом решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.06.2017 по делу NoА60-17161/2017, вступившим в законную силу, общество в связи с реализацией в магазине «Кировский» по адресу: г. Екатеринбург, ул. Санаторная, д.10, продукции (творога), произведенной ООО «УГМК-Агро», с нарушением требований технических регламентов по показателю БГКП (колиформы), признано виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 300000 рублей.
В письмах от 07.06.2017 No3325, от 06.07.2017 No591 обществом на основании пункта5.5 указанного договора поставки заявлено требование к поставщику–ООО «УГМК-Агро» о возмещении убытков, понесенных в связи с наложением штрафа на сумму 300000 рублей, которые были оплачены поставщиком по платежному поручению от 23.06.2017 No1553.Усмотрев в деяниях общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью7 статьи 14.42 КоАП РФ, административный орган составил протокол по делу об административном правонарушении от 11.05.2018 и вынес оспоренное постановление от 06.06.2018 No03-17/98-2018.
Суды, принимая обжалуемые акты, руководствовались, в том числе, нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее–ГКРФ), Закона о торговле, КоАП РФ, и пришли к выводу, что в деяниях общества имеют место элементы состава вмененного административного правонарушения.
Между тем судами не учтено следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГКРФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Действующее законодательство и практика его применения не исключают возможности взыскания лицом, которое уплатило наложенные на него административные штрафы, соответствующих сумм в качестве убытков с другого лица.
Правовая позиция по данному вопросу была изложена, в том числе, в Определении Верховного Суда Российской Федерацииот30.11.2017 No307-ЭС17-11637. Пункт 4 части 13 статьи 9 Закона о торговле предусматривает, что хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается возмещение расходов, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров.
Корреспондирующее положение части 7 статьи 14.42 КоАП РФ устанавливает, что совершение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещенных федеральным законом действий по взиманию платы, внесению платы либо возмещению расходов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц–от одного миллиона до пяти миллионов рублей.
Следовательно, истребование обществом с ООО«УГМК-Агро» административного штрафа по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, наложенного на него в рамках дела NoА60-17161/2017, может быть охарактеризовано, как возмещение расходов, связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров.
Следует отметить, что пункт 4 части 13 статьи 9 Закона о торговле и часть 7 статьи 14.42 КоАП РФ были введены в указанные нормативные акты Федеральным законом от 03.07.2016 No273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу с 15.07.2016.
При этом, ни из Федерального закона от 03.07.2016 No273-ФЗ, ни из доступных материалов к законопроекту No704631-6 прямо и однозначно не следует, что хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, на основании рассматриваемой нормы Закона о торговле с 15.07.2016 лишен возможности по взысканию с поставщиков в качестве убытков наложенных на него за реализацию некачественной продукции административных штрафов.
На основании изложенного, в деяниях общества отсутствовали признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 14.42 КоАП РФ. Кроме того, исходя из позиции административного органа, выраженной в судебном заседании, общество не подлежало бы административной ответственности по вмененной норме КоАП РФ, если бы штраф был истребован им с ООО «УГМК-Агро» в судебном порядке. Данный довод не принимается, поскольку порядок истребования и возмещения подобных расходов не может влиять на возможность квалификации деяния по части 7 статьи 14.42 КоАП РФ.
Таким образом, оспариваемое решение административного органа о привлечении к административной ответственности подлежит признанию незаконным и отмене.
С учетом изложенного, Судебная коллегия полагает, что принятые по делу судебные акты арбитражных судов подлежат отмене на основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятые с существенным нарушением норм материального права, с принятием нового судебного акта об удовлетворении требования общества.
Руководствуясь статьями 176, 291.11–291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определила: решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.08.2018 по делу NoА60-39029/2018, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от14.11.2018 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от01.02.2019 по тому же делу отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от06.06.2018 No03-17/98-2018 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ЛЕВ» к административной ответственности, предусмотренной частью7 статьи 14.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 1000000 рублей.
Обращайтесь, обязательно помогу.
Смотрите также