Часто задаваемые вопросы - Увольнение
Бесплатная юридическая консультация по увольнениям
  • Увольнение на больничном

    Увольнение за прогул: нетрудоспособность может наступить до обращения к врачу.

    Добрый день!
    Пример из практики:
    отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени относится к грубому нарушению служебной дисциплины, за что такой сотрудник может быть уволен со службы в органах внутренних дел.
    Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, в частности его статьями 51 и 52, закреплен ряд положений, направленных на обеспечение объективной оценки фактических обстоятельств, послуживших основанием для увольнения сотрудника органов внутренних дел, и на предотвращение необоснованного расторжения контракта в связи с совершением дисциплинарного проступка.
    При разрешении судом спора о законности увольнения сотрудника органов внутренних дел на основании пункта 6 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ за грубое нарушение сотрудником служебной дисциплины, выразившееся в его отсутствии на службе без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени, обстоятельством, имеющим значение для дела, является установление причин отсутствия сотрудника на службе (уважительные или неуважительные).
    Осуществляя же судебную проверку законности увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел и разрешая конкретное дело, суд должен действовать не произвольно, а исходить из общих принципов дисциплинарной ответственности (в частности, таких как справедливость, соразмерность, законность) и оценить всю совокупность обстоятельств конкретного дела, в том числе причины отсутствия сотрудника на службе.
    Поскольку законом конкретный перечень уважительных причин не определен, суду необходимо проверять обоснованность решения ответчика о признании конкретной причины отсутствия сотрудника на службе неуважительной.
    При этом к уважительным причинам отсутствия сотрудника на службе может быть отнесена болезнь сотрудника, вследствие которой он объективно был лишен возможности исполнять свои служебные обязанности.
    В силу пункта 18 статьи 11 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ и части 1 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудники органов внутренних дел имеют право на медицинское обеспечение и на получение медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Освобождение сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью осуществляется согласно части 1 статьи 65 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ на основании заключения (листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности) медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а при отсутствии такой медицинской организации по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника - иной медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения.
    Между тем судебные инстанции, отказывая Кондратьеву А.В. в удовлетворении исковых требований о восстановлении на службе в органах внутренних дел, приведенные выше положения норм материального права, регулирующих основания и порядок увольнения сотрудников органов внутренних дел по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, в том числе увольнения в связи с грубым нарушением служебной дисциплины - отсутствием по месту службы без уважительных причин, в их системной взаимосвязи с правовыми нормами, регламентирующими механизм реализации сотрудником права на освобождение от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью, не учли и обстоятельства, имеющие значение дела, не установили.
    Судебные инстанции свои выводы о законности увольнения Кондратьева А.В. основали на том, что факт совершения Кондратьевым А.В. грубого нарушения служебных обязанностей, выразившегося в его отсутствии на рабочем месте более четырех часов без уважительных причин (с 23 часов 00 минут 16 июля 2016 г. до 7 часов 27 минут 17 июля 2016 г.) нашел свое подтверждение в ходе проведения служебной проверки.
    Однако, как усматривается из материалов служебной проверки в отношении Кондратьева А.В. и заключения по ее результатам, причины отсутствия Кондратьева А.В. на службе в период с 23 часов 00 минут 16 июля 2016 г. до 7 часов 27 минут 17 июля 2016 г. (уважительные или неуважительные) сотрудником, проводившим служебную проверку, не выяснялись и не устанавливались, последствия отсутствия Кондратьева А.В. на службе в названный период времени в ходе служебной проверки не исследовались и в заключении по ее результатам не указаны, какие-либо выводы в этой части в заключении отсутствуют, что оставлено судебными инстанциями без внимания и соответствующей правовой оценки.
    Вместе с тем из материалов дела следует, что Кондратьев А.В. в обоснование уважительности причины отсутствия на службе в период с 23 часов 00 минут 16 июля 2016 г. до 7 часов 27 минут 17 июля 2016 г. ссылался на то, что по состоянию здоровья (болезнь) не мог выполнять служебные обязанности, что подтвердил листком освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, выданным федеральным казенным учреждением "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области", а также выписным эпикризом, составленным государственным учреждением здравоохранения "Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи".
    Согласно данным листка освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности и медицинским документам государственного учреждения здравоохранения "Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи" Кондратьев А.В. в период с 17 по 25 июля 2016 г. находился на стационарном лечении в больнице, был нетрудоспособен в связи с заболеванием.
    Эти документы, подтверждающие временную нетрудоспособность Кондратьева А.В. в период с 17 по 25 июля 2016 г., были представлены им как в ходе проведения служебной проверки, так и в процессе судебного разбирательства.
    С выводом судебных инстанций о том, что представленные Кондратьевым А.В. документы о его временной нетрудоспособности в период с 17 по 25 июля 2016 г. не подтверждают уважительность причины его отсутствия на службе с 23 часов 00 минут 16 июля 2016 г. до 7 часов 27 минут 17 июля 2016 г., согласиться нельзя, поскольку листок нетрудоспособности является документом, подтверждающим фактическую утрату работником (сотрудником) способности выполнять свои трудовые (служебные) обязанности вследствие болезни, травмы.
    Согласно пункту 5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н, выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.
    Таким образом, листок нетрудоспособности подтверждает факт наступления временной нетрудоспособности гражданина, а не временной промежуток (час и минута), с которого она наступает, как ошибочно полагал суд, связав момент наступления нетрудоспособности Кондратьева А.В. с моментом его обращения за медицинской помощью в 7 часов 27 минут 17 июля 2016 г. и последующей выдачей ему листка нетрудоспособности, то есть правовое значение при оценке уважительности причин отсутствия сотрудника на службе имеет факт наступления у такого сотрудника заболевания, которое препятствовало исполнению им своих служебных обязанностей, а не момент обращения (конкретное время - час и минута) сотрудника за получением листка нетрудоспособности.
    Как установлено судом, 17 июля 2016 г. в 7 часов 27 минут на подстанцию скорой медицинской помощи N 5 г. Ульяновска поступило сообщение от знакомых Кондратьева А.В. с его жалобами на боль в животе, после чего осуществлен выезд медицинских работников на квартиру, где находился Кондратьев А.В., откуда он в 8 часов 08 минут был доставлен в государственное учреждение здравоохранения "Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи имени заслуженного врача России Е.М. Чучкалова" с диагнозом "<...>" и был госпитализирован в хирургическое отделение этого лечебного учреждения.
    Из объяснений Кондратьева А.В. в ходе служебной проверки и в процессе судебного разбирательства следует, что он почувствовал резкое ухудшение состояния здоровья еще во второй половине дня 16 июля 2016 г., о чем сообщил по телефону 16 июля 2016 г. в 23 часа 30 минут своему непосредственному руководителю - командиру специализированной роты ДПС ГИБДД оперативного реагирования УМВД России по Ульяновской области Г. и сослуживцам, в том числе старшему инспектору ДПС взвода N 2 специализированной роты дорожно-патрульной службы старшему лейтенанту А.
    Согласно пункту 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органа внутренних дел обязан соблюдать внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и об иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения сотрудником своих служебных обязанностей.
    Аналогичные положения содержатся и в пункте 40 должностной инструкции Кондратьева А.В.
    Таким образом, обязанность сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о наступившей временной нетрудоспособности и об иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения сотрудником своих служебных обязанностей законом возложена на такого сотрудника.
    При этом форма и порядок такого сообщения (письменная, устная) законом не определены.
    Как установлено судом и следует из материалов дела, непосредственный руководитель Кондратьева А.В. - командир специализированной роты ДПС ГИБДД оперативного реагирования УМВД России по Ульяновской области Г. был уведомлен Кондратьевым А.В. о плохом самочувствии и невозможности в связи с этим выполнять служебные обязанности.
    То обстоятельство, что Кондратьев А.В. поставил своего непосредственного руководителя в известность о своем состоянии здоровья в телефонном разговоре, который состоялся по инициативе руководителя, правового значения в силу приведенных норм закона не имеет.
    Ссылка суда на то, что Кондратьев А.В. не уведомил своего непосредственного руководителя о наступлении временной нетрудоспособности в возможно короткие сроки, необоснованна, поскольку, как установлено судом и усматривается из материалов дела, командир специализированной роты ДПС ГИБДД оперативного реагирования УМВД России по Ульяновской области Г. был поставлен в известность о состоянии здоровья Кондратьева А.В. в 23 часа 30 минут 16 июля 2016 г., то есть в начале того периода времени (через 30 минут), который был вменен ответчиком истцу как прогул.
    Кроме того, само по себе неуведомление сотрудником непосредственного руководителя в возможно короткие сроки о наступлении временной нетрудоспособности не может служить основанием для признания неуважительными причин отсутствия такого сотрудника на службе.
    Тот факт, что Кондратьев А.А. не обратился за медицинской помощью 16 июля 2016 г. и при этом не находится в бессознательном состоянии, вопреки мнению судебных инстанций, не свидетельствует о том, что Кондратьев А.В. по состоянию здоровья мог исполнять служебные обязанности в период с 23 часов 00 минут 16 июля 2016 г. до 7 часов 27 минут 17 июля 2016 г.
    При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о законности увольнения Кондратьева А.В. со службы в органах внутренних дел по пункту 6 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины) нельзя признать правомерным.
    Спасибо сказал 1 человек
Оставить комментарий

Смотрите также

  • Увольнение по ст. 81 за прогул - ждать объяснений не обязательно

    По п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ: если сотрудник отказался сообщить причины повторного проступка, не нужно ждать от него объяснений 2 рабочих дня что бы его уволить?

  • Увольнение за прогул незаконно, если нет вины работника (работник не знал о новом графике и пропустил смену)

    Добрый день! Я не был на на работе по уважительной причине - больничный по уходу за ребенком. И мне не сообщили о том, что мой график сменности изменился. В связи с чем я не вышел по новому графику в смену, пологая, что действует старый. Могут ли меня тиеперь уволить за прогул? С уважением, А.

  • Увольнение за прогул на основании служебных записок и актов о самовольном уходе с работы

    Можно ли уволить сотрудников за прогул на основании служебных записок и актов о самовольном уходе с работы?  И, прежде чем увольнять сотрудников, нужно ли затребовать от них письменных объяснений, почему их не было на работе?