Часто задаваемые вопросы - Жилищные споры
Бесплатная юридическая консультация по жилищным спорам
  • Евгений Анатольевич

    Взносы за содержание имужества в коттеджном поселке

    Владимир, каким нормативным актом руководствуются управляющие компании и владельцы домовладений в своих отношениях по уплате взносов за управление и обслуживание имущества общего пользования в жилищных коттеджных поселках?

    Евгений Анатольевич, добрый день!

    В отсутствие законодательной регламентации правового режима имущества общего пользования в комплексе индивидуальных жилых домов и земельных участков с общей инфраструктурой, а равно регулирования отношений, связанных с управлением таким имуществом и с его содержанием, участники данных отношений и суды вынуждены прибегать к аналогии закона.

    Постановлением от 28 декабря 2021 года N 55-П Конституционный Суд дал оценку конституционности части 1 статьи 44, части 5 статьи 46, пункта 5 части 2 статьи 153 и части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.

    Указанные положения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой они - в нормативной связи с частью 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации и по смыслу, придаваемому им судебным толкованием,

    1. служат основанием для решения вопроса о взыскании с собственника земельного участка (участков), расположенного в комплексе индивидуальных жилых домов и земельных участков с общей инфраструктурой,
    2. платы за управление имуществом общего пользования, находящимся в собственности иного лица,
    3. платы за содержание имущества общего пользования, когда у этого собственника земельного участка (участков) отсутствует договор с управляющей организацией на оказание соответствующих услуг.

    Указанные положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой их применение в судебной практике для восполнения пробела в регулировании отношений, касающихся имущества общего пользования в комплексе индивидуальных жилых домов и земельных участков с общей инфраструктурой, не гарантирует при определении порядка и условий установления и взимания, состава и размера платы за управление таким имуществом и его содержание - в отсутствие специально предназначенных для этого законодательных положений и договора собственника земельного участка (участков) с управляющей организацией - справедливый баланс прав и обязанностей, а также законных интересов субъектов указанных отношений.

    Конституционный Суд отдельно отметил, что признание оспоренных положений норм не соответствующими Конституции Российской Федерации не является основанием для прекращения взимания платы:

    • за управление имуществом общего пользования, находящимся в собственности иного лица,
    • за содержание имущества общего пользования в отсутствие у собственника земельного участка (участков) договора с управляющей организацией на оказание соответствующих услуг.

    При этом, в случае возникновения спора факт установления указанной платы общим собранием собственников или в определенном им (в том числе утвержденным общим собранием, но не подписанным собственником участка договором) порядке не препятствует суду оценить доводы собственника участка:

    • об отсутствии у него фактической возможности пользоваться данным имуществом и извлекать полезный эффект из оказываемых управляющей организацией услуг,
    • о выходе услуг за рамки объективно необходимых для надлежащего содержания данного имущества,
    • об установлении стоимости услуг, явно превышающей их рыночную стоимость,
    • об отнесении к данному имуществу объектов, фактически не предназначенных для удовлетворения общей потребности жителей комплекса в комфортных условиях проживания.

    Во всяком случае, собственник участка не лишен возможности инициировать проведение общего собрания собственников для изменения условий взимания указанной платы.

    Неустойка за ее несвоевременное внесение - поскольку такая неустойка не установлена заключенным с собственником участка договором - взыскана быть не может, что не препятствует применению ответственности, предусмотренной статьей 395 ГК Российской Федерации.

    Имею большой и успешный опыт работы по аналогичным спорам, например см. определение ВС РФ от 6 октября 2020 года N 5-КГ20-107-К2, в котором я лично представлял ответчика и которое упомянуто в Постановлении КС РФ № 55-П.

    Обращайтесь за помощью к юристу по жилищным спорам.

    Обязательно помогу.

    22 марта 2023 г.

    Спасибо сказал 381 человек
Оставить комментарий

Смотрите также

  • Лариса
    Обязанности управляющей компании

    Здравствуйте. Расскажите пожалуйста, какие обязанности управляющих компаний по содержанию многоквартирных жилых домов, в том числе общего имущества таких домов?!

  • Наталья
    Качество предоставления коммунальных услуг

    Здравствуйте. Административным органом (территориальным управлением Роспотребнадзора) проведена проверка организации (управляющей компании) по вопросу качества предоставления коммунальных услуг. В ходе проверки было установлено, что в период с 1 по 15 марта 2010 г. жителям не предоставлялись коммунальные услуги по горячему водоснабжению и отоплению. По результатам проверки административным органом было вынесено постановление о привлечении организации к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ (продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке). Организация, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилась с заявлением в арбитражный суд, указав на неправильную квалификацию административного правонарушения, в связи с чем постановление подлежит отмене. Является ли довод организации обоснованным?