Часто задаваемые вопросы - Жилищные споры
Бесплатная юридическая консультация по жилищным спорам
  • Наталья

    Качество предоставления коммунальных услуг

    Здравствуйте. Административным органом (территориальным управлением Роспотребнадзора) проведена проверка организации (управляющей компании) по вопросу качества предоставления коммунальных услуг. В ходе проверки было установлено, что в период с 1 по 15 марта 2010 г. жителям не предоставлялись коммунальные услуги по горячему водоснабжению и отоплению. По результатам проверки административным органом было вынесено постановление о привлечении организации к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ (продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке). Организация, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилась с заявлением в арбитражный суд, указав на неправильную квалификацию административного правонарушения, в связи с чем постановление подлежит отмене. Является ли довод организации обоснованным?

    Добрый день, Наталья!

    Согласно п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила), коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В силу п. 6 Правил состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

    Исходя из п. 3 Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителями могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

    Согласно п. 75 Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.

    В рассматриваемой ситуации организация является управляющей компанией, которая осуществляет деятельность по обеспечению жителей горячим водоснабжением и отоплением.

    Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст утвержден Государственный стандарт "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия. ГОСТ Р 51617-2000" (далее - Стандарт).

    Стандарт распространяется на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению.

    Стандарт устанавливает общие технические требования к жилищно-коммунальным услугам, требования безопасности услуг для жизни, здоровья, имущества потребителя и охраны окружающей среды.

    Стандарт применяется организациями и индивидуальными предпринимателями (далее - исполнителями), оказывающими жилищно-коммунальные услуги.

    Следовательно, организация является исполнителем и несет ответственность за качество предоставления коммунальных услуг.

    Однако ч. 1 ст. 14.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке.

    В рассматриваемом случае в течение определенного периода жителям не предоставлялись коммунальные услуги по горячему водоснабжению и отоплению.

    Следовательно, в данной ситуации имеет место нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
    Ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ.
    В соответствии со ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

    Из вышеперечисленных норм следует, что ст. 7.23 КоАП РФ является специальной по отношению к ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.

    В Постановлении от 04.12.2009 N А11-7322/2009 ФАС Волго-Вятского округа приходит к выводу о том, что за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами административная ответственность установлена в ст. 7.23 КоАП РФ. Эта норма является специальной по отношению к ст. 14.4 (ч. 1) КоАП РФ.

    Согласно ч. 1 ст. 23.55 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 7.21 - 7.23, ч. 4 и 5 ст. 9.16 КоАП РФ.
    Следовательно, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.23 КоАП РФ, рассматривают органы государственной жилищной инспекции, а дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.4 КоАП РФ, рассматривают иные административные органы.

    В соответствии с п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в случае если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд, в соответствии с ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

    Таким образом, довод организации является обоснованным.

    Юридическая консультация по жилищным спорам.

Оставить комментарий

Смотрите также

  • Ульяна
    ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ

    Добрый день, подлежит ли привлечению к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ, организация - арендатор здания, являющегося федеральной собственностью и находящегося на праве хозяйственного ведения у федерального государственного унитарного предприятия, если данное здание передано в аренду без согласия собственника имущества?

  • Инна Викторовна
    Ремонтные работы общего имущества

    Здравствуйте, Владимир! Вот объясните, возможно ли привлечение к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридического лица, которое некачественно (с нарушением условий договора подряда) выполнило ремонтные работы общего имущества собственников жилых помещений многоквартирного дома?

  • Полина Сергеевна
    ГОСТ Р 51617 2000

    Здравствуйте, подлежит ли привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ организация, оказывающая жилищно-коммунальные услуги населению муниципального образования, нарушившая ГОСТ Р 51617-2000?