Часто задаваемые вопросы - Защита интеллектуальных прав
Юридические консультации по защите интеллектуальных прав и собственности
  • Марк

    Два юрлица с одинаковым наименованием

    Здравствуйте! Есть два наименования юр лица ООО "1" (чужое) и наше ООО "1", но наше наименование было зарегистрировано позже. Сегодня получили досудебную претензию от ООО "1" с требованием переименовать наше ООО , иначе заставят по суду и взыщут с нас убытки. Мы не хотим судиться, но хотим оставить свое наименование таким образом, чтобы оно осталось максимально неизменным и в то же время, не смущало нашего одноимённого «донора». Например: ООО "Торговый дом "1". Так будет правильно?

    Марк, добрый день!

    Исключительное право на фирменное наименование юрлица

    Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются указанным Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII названного Кодекса (пункт 4 названной статьи 54).

    В силу пункта 1 статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

    Как указано в пункте 1 статьи 1474 юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети "Интернет". Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в единый государственный реестр юридических лиц.

    На основании пункта 1 статьи 1229 ГК РФ правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

    Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность.

    В пункте 3 статьи 1474 ГК РФ указано, что не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

    Противоправное использование фирменного наименования

    Таким образом, в приведенной норме сформулировано три признака противоправности использования другим лицом фирменного наименования правообладателя:

    • во-первых, тождественность используемого другим лицом обозначения фирменному наименованию правообладателя или сходство до степени смешения;
    • во-вторых, осуществление данными юридическими лицами аналогичной деятельности;
    • в-третьих, более позднее включение в ЕГРЮЛ фирменного наименования другого лица.

    Право на фирменное наименование подлежит защите при установлении совокупности признаков противоправности использования другим лицом фирменного наименования правообладателя.

    Как усматривается из досудебной претензии ООО «1» № -- от -------., ООО «1» (правообладатель) были проверены и установлены все вышеуказанные признаки нарушения ООО «1» (заказчик) исключительного права ООО «1» (правообладатель) на фирменное наименование.

    В пункте 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.

    Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 названного Закона).

    В соответствии со статьей 138 Гражданского кодекса Российской Федерации, фирменное наименование является средством индивидуализации юридического лица и по своему правовому положению приравнивается к объектам интеллектуальной собственности.

    Согласно статье 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" фирменное наименование должно содержать наименование общества и указание на его организационно-правовую форму.

    В силу статей 8 и 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, участником которой Российская Федерация является с 01.07.1995, фирменное наименование охраняется без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака, при этом подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.

    В соответствии с частью первой статьи 1252 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2008, защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним.

    Согласно части 6 этой же статьи, если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель такого исключительного права может в порядке, установленном настоящим Кодексом, требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения.

    Юрлица не могут иметь два одинаковых, тождественных фирменных наименования

    Анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что различные юридические лица в данном случае - общества не могут иметь два одинаковых, тождественных фирменных наименования.

    Фирменное наименование может быть только одно, независимо от сферы деятельности юридического лица.

    Фирменное наименование по сферам деятельности разделить нельзя, так как оно едино.

    Иное противоречило бы системному толкованию норм пункта 4 статьи 54, статьи 138 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", Парижской конвенции; статьям 1252, 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    Поскольку исключительное право на это фирменное наименование у ООО «1» (правообладатель) возникло ранее, чем у ООО «1» (заказчика), то в силу пунктов 1, 4 статьи 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению полный запрет на использование тождественного фирменного наименования ответчиком.

    Таким образом, являются правомерными заявленные в претензии требования ООО «1» (правообладатель) об обязании полностью прекратить использование фирменного наименования ООО «1» (заказчика) путем внесения изменений в учредительные документы ООО «1» (заказчика), независимо от области деятельности.

    Согласно пункту 4 статьи 1474 ГК РФ юридическое лицо, нарушившее вышеприведенные правила пункта 3 той же статьи, по требованию правообладателя обязано по своему выбору

    • прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем;
    • или изменить свое фирменное наименование,
    • а также обязано возместить правообладателю причиненные убытки.

    Изменение ООО «1» (заказчика) фирменного наименования, на новое фирменное наименование: общество с ограниченной ответственностью «ТОРГОВЫЙ ДОМ "1» не лишит его тождественности с полным наименованием ООО «1» (правообладателя): «1».

    Отличительный элемент, "Торговый дом", входящий в состав полного фирменного наименования общества с ограниченной ответственностью «ТОРГОВЫЙ ДОМ "1», являясь факультативной частью и с учетом одинаковых видов деятельности обоих обществ, не является существенным. Два юридических лица общество с ограниченной ответственностью «ТОРГОВЫЙ ДОМ "1» и общество с ограниченной ответственностью «1» имеют сходные средства индивидуализации, то есть, неразличимы для потребителя.

    Таким образом, полные фирменные наименования общества с ограниченной ответственностью «ТОРГОВЫЙ ДОМ "1» и общества с ограниченной ответственностью «1» являются схожими до степени смешения.

    В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 13, 16, 17 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2007 N 122 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности", вопрос о сходстве до степени смешения двух словесных обозначений может быть разрешен судом с позиции рядового потребителя и специальных знаний не требует.

    При этом, следует учитывать, что различие организационно-правовой формы, как части фирменного наименования двух юридических лиц, само по себе не свидетельствует об отсутствии нарушения права на фирменное наименование (пункт 17 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2007 N 122 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности").

    Имею большой и успешный опыт по аналогичным спорам.

    Обращайтесь к юристу по интеллектуальной собственности, обязательно помогу.

    12 сентября 2023 г.

    Спасибо сказали 74 человека
Оставить комментарий