Часто задаваемые вопросы - Жилищные споры
Бесплатная юридическая консультация по жилищным спорам
  • Георгий Николаевич

    Отмена судебного акта

    Владимир, может ли невыяснение судом фактических жилищных условий военнослужащего с учетом ранее предоставленного ему государственного жилищного сертификата повлечь за собой отмену судебных актов?

    Здравствуйте, Георгий Николаевич!

    Отвечая на Ваш вопрос, приведу пример конкретного дела из судебной практики.

    Решением Краснореченского гарнизонного военного суда от 15 февраля 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением Дальневосточного окружного военного суда от 16 апреля 2019 г., отказано в удовлетворении административного искового заявления М., в котором он просил признать незаконным решение жилищной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю от 18 декабря 2018 г. о снятии его с жилищного учета.

    Рассмотрев материалы дела по кассационной жалобе административного истца, Судебная коллегия по делам военнослужащих судебные акты отменила, указав в обоснование следующее.

    Из материалов дела следует, что М. при увольнении с военной службы в 2004 году в связи с организационно-штатными мероприятиями был обеспечен государственным жилищным сертификатом на состав семьи из двух человек (он и супруга), за счет которого приобрел жилое помещение в г. Хабаровске общей площадью 30,9 кв. м и впоследствии продал.

    В 2007 году административный истец вновь поступил на военную службу по контракту.

    После рождения в 2010 году у М. второго ребенка (первый ребенок у него родился в 2006 году) решением жилищной комиссии воинской части от 29 апреля 2011 г. административный истец с членами семьи из четырех человек был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях.

    Приказом воинского должностного лица от 27 октября 2017 г. М. назначен на воинскую должность в Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее – Управление).

    Решением жилищной комиссии Управления от 26 марта 2018 г. М. с членами семьи признан нуждающимся в жилом помещении в форме субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее – жилищная субсидия) с 29 апреля 2011 г. с учетом 30,9 кв. м – общей площади ранее приобретенного жилого помещения.

    Решением жилищной комиссии Управления от 18 декабря 2018 г. М. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что ранее ему предоставлен государственный жилищный сертификат, с использованием которого он приобрел жилое помещение, которым распорядился по своему усмотрению.

    Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суды исходили из того, что М., ранее обеспеченный жильем за счет государства, не вправе повторно претендовать на предоставление жилого помещения, поскольку соответствующая социальная гарантия предоставляется один раз за все время военной службы.

    Между тем такие выводы основаны на неправильном применении норм материального права.

    В суде установлено, что М. в 2004 году на состав семьи из двух человек был обеспечен государственным жилищным сертификатом, за счет которого приобрел жилое помещение в г. Хабаровске общей площадью 30,9 кв. м, после чего у него родились двое детей.

    В соответствии с п. 2 решения Хабаровской городской Думы от 19 июля 2005 г. No 109 учетная норма для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в г. Хабаровске установлена в размере 12 кв. м общей площади на одного человека.

    При таких данных после изменения у М. состава семьи обеспеченность его общей площадью жилого помещения на одного человека стала составлять менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления.

    Согласно п. 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

    Таким образом, М. вправе был поставить вопрос об обеспечении его и совместно проживающих с ним членов семьи жилым помещением по установленным нормам.

    То обстоятельство, что заявитель распорядился предоставленным ему за счет государства жильем, не свидетельствует об утрате им права на улучшение жилищных условий, поскольку на основании ч. 7 ст. 57 ЖК РФ и п. 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим – гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. No 76, площадь ранее предоставленной М. квартиры подлежит учету при предоставлении другого жилого помещения. Тем более что в силу абзаца шестнадцатого п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Следовательно, право на улучшение жилищных условий может возникнуть у военнослужащего в случае изменения семейного положения, в результате чего обеспеченность общей площадью ранее предоставленного ему жилого помещения на каждого совместно проживающего с ним члена семьи станет меньше учетной нормы.

    На основании изложенного Судебная коллегия отменила обжалуемые судебные акты и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указав на необходимость учета установленных по делу обстоятельств, правильного применения норм материального права и оценки вопроса обеспеченности административного истца и членов его семьи жилым помещением применительно к учетной норме в г. Хабаровске с учетом ранее предоставленного жилья с использованием государственного жилищного сертификата.

    Помощь юриста по жилищным спорам

    Обращайтесь, обязательно помогу.

    Спасибо сказали 42 человека
Оставить комментарий

Смотрите также

  • Поставить ребенка в очередь по улучшению жилищных условий

     Здравствуйте! Я очередник по улучшению жилищных условий с 1980 года (поставил в очередь мой отец, жилищные условия не улучшились), в настоящее время я хочу поставить в очередь моего несовершеннолетнего сына и участвовать в одной из жилищный программ. Мною была подана заявка со всеми необходимыми документами в жилищный отдел района Санкт-Петербурга, но мне было отказано. В 2009 году я вышла замуж, ребенка прописала в однокомнатной квартире у отца, где собственником квартиры была и остается его мать, он только прописан там. В ноябре 2011 года мы с мужем развелись, но ребенок оставался прописан в квартире матери бывшего мужа, в июне 2013 года я выписала от отца (потому что была вынуждена) и прописала к себе в 2-ух комнатную кв., где зарегистрировано еще 6 человек. В связи с этим жилищный отдел отказал поставить в очередь моего сына, ссылаясь на то, что я ухудшила жилищные условия ребенка. Кроме того, администрация района не нашла оснований для включения моего ребенка в учетное дело нашей семьи. Но ребенок не проживал с отцом (после нашего развода), оставаясь прописанным там, и не мог проживать. Ребенок проживал все это время со мной, т.к. с отцом он ни при каких обстоятельствах оставаться не мог. Так в чем же заключается намеренное ухудшение условий, если ситуация сложилась так сказать безвыходная? Правомерно ли мне отказали поставить ребенка в очередь по улучшению жилищных условий? И действительно ли администрация района при положительном решении сможет поставить в очередь не ранее через 5 лет? (ссылка на ст.53 Жилищного кодекса РФ). 

  • З.
    Ухудшение жилищных условий

    Здравствуйте.Я бы хотела задать вопрос,что мне дальше делать?

    Моя проблема-я пыталась встать на очередь по улучшению жилья,но мне отказали всвязи со ст.53 ЖК,т.е. намеренное ухудшение жилья.

    Я проживала в 4-х комнатной квартире,площадью 73,6 кв.м.со своими тремя детьми,сестрой и двумя братьями,т.е. нас было семь человек и на каждого выходило по 10,51кв.м.,что является меньше учётной нормы в нашем регионе,а именно 11кв.м.

    Получив материнский капитал,я купила 1комнатную квартиру и переехала сюда с детьми,т.к.мои родственники часто выпивают алкогольные напитки,приглашают друзей и устраивают дебош.

    Переехав в 1комнатную квартиру,я не ухудшила жилищные условия,а улучшила,т.к.и там и тут нормы жилья на одного человека не хватает,и там мы с детьми занимали одну комнату меньше нынешней.

    Я подала в суд на Администрацию нашего города и его я выйграла,т.к. она прекрасно видела,что на момент выписки меня и детей нас было семеро,а юрист с администрации пыталась доказать,что нас было шесть,т.е. она не учитывала одного из браьтев,который туда прописался в 2008 году и его просто не внесли в договор найма,но он же был заре! гестрирован и проживал там на момент моей выписки,а точнее в июне 2010года.

    Далее администрация подала на апелляцию и решение пришло о том,что нас было шестеро,значит нам хватало жилплощади по 12,26кв.м.,и следовательно я ухудшила жилищные условия,купив 1комнатную квартиру,но ведь нас было семь.

    Такое же решение пришло и на кассационную жалобу и надзорную жалобу Сыктывкарского суда,и с Верховного суда РФ г.Москва тоже пришло такое решение.

    Я одного не понимаю-почему они не видят седьмого человека,как это увидела судья с нашего города,ведь в деле есть все справки.

    Причём,я неоднократно подходила к главе Администрации нашего города с просьбой разобраться с теми,кто входит в жилищную комиссию,чтобы ткнуть их носом в их ошибку,но вместо этого,он же и отправил меня подать на них в суд.А сейчас,когда уже есть решение Верховного суда РФ,наш мэр говорит,что надо было прийти до судов и он бы всё решил.

    Он,получается,мог всё решить,а теперь,от его бездействия и неправомерности решения жилищной комиссии,страдают мои дети,причём уже второй сын в этом году пошёл в школу.

    Общая площадь нынешней квартиры составляет-30,3м.кв.

    Что мн?! ? делать,куда дальше подавать?Подскажите,пожалуйста!

  • А
    Принудительное выселение из квартиры (социальный найм)

    Добрый вечер. У меня от первого брака есть совершеннолетняя дочь. Она прописана в моей однокомнатной муниципальной квартире, где прописаны я и дочь от второго брака. Живем вместе в данной квартире более 15 лет. Дочь от первого брака проживает с матерью в трехкомнатной квартире в отдельной комнате. Мы с женой хотим улучшить жилищные условия. На наши просьбы о выписке получаем отказы. Что можно сделать в данной ситуации? Можно-ли выписать дочь без ее согласия? Помогите пожалуйста решить данный вопрос.