Часто задаваемые вопросы - Жилищные споры
Бесплатная юридическая консультация по жилищным спорам
  • Богдан

    Исковое заявление прокурора в суд

    Добрый день. Какие бывают заявления прокурора в суд и его участие в рассмотрении судом гражданских дел о нарушениях жилищных прав?

    Добрый день, Богдан!

    В Жилищном кодексе РФ заложен новый правовой механизм защиты жилищных прав, основанный на Конституции РФ, статья 46 которой гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, в том числе жилищных. Кодекс закрепляет приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав по отношению к их защите в административном порядке (ст. 11 ЖК РФ).

    Согласно законодательству защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом общей юрисдикции или арбитражным судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной Гражданским процессуальным кодексом РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Жилищные дела рассматриваются в судах на основании заявлений (исковых или иных) либо жалоб заинтересованных лиц. Если граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства полагают, что их жилищные права нарушены, то они в равной степени обладают правом на судебную защиту.

    Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ). Но Конституция и другие законодательные акты не содержат конкретного перечня решений и действий (бездействия), которые можно обжаловать, поскольку исходят из допустимости обжалования во всех случаях.

    Применение административного порядка защиты жилищных прав (т.е. обращение с заявлением или жалобой в орган или к должностному лицу, являющимся вышестоящими по отношению к субъекту, нарушившему право) возможно лишь тогда, когда такой порядок прямо предусмотрен Жилищным кодексом РФ или иным федеральным законом. Однако в случае несогласия с принятым в административном порядке решением заинтересованное лицо вправе обжаловать его в суд в соответствии с нормами ГПК РФ (гл. 25) и АПК РФ (гл. 24).

    Органы прокуратуры вносят ощутимый вклад в дело защиты жилищных прав граждан присущими им методами, используя в том числе и "административный" ресурс. В 2005 году прокурорами разрешено 81,1 тыс. жалоб на нарушения жилищного законодательства, что на 21% больше, чем в 2004 г., из них 17,6 тыс. (+17,7%) признаны обоснованными и жилищные права граждан восстановлены.
    Более чем на треть увеличилось в 2005 году количество выявленных прокурорами нарушений жилищных прав граждан разнопланового характера (55,1 тыс.), что обусловлено в том числе действием нового Жилищного кодекса РФ. На 36,2% возросло число (до 5,7 тыс.) незаконных правовых актов (почти все они опротестованы). Больше на одну треть направлено в судебные органы исковых заявлений в защиту прав граждан (5,6 тыс.). Об устранении выявленных нарушений прокурорами внесено 12,5 тыс. представлений (+30,6%). По их инициативе 2,6 тыс. виновных привлечены к дисциплинарной (+43,5%) и 2,4 тыс. - к административной ответственности (+50,5%). Предостережено 6,4 тыс. должностных лиц о недопустимости нарушения закона (+75%). Возбуждено 340 уголовных дел. В связи с отсутствием достаточной практики применения ЖК РФ можно прогнозировать в дальнейшем рост нарушений данного законодательства, о чем свидетельствуют результаты 1-го полугодия 2006 г.

    Общие положения об участии прокурора в гражданском судопроизводстве закреплены в Гражданском процессуальном кодексе РФ, введенном в действие с 01.02.2003, статья 45 которого предусматривает две формы реализации прокурорами полномочий в гражданском процессе в судах общей юрисдикции:

    • обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований;
    • вступление в процесс для дачи заключения по делу.

    Кроме того, прокурор вправе обратиться в суд вышестоящей инстанции с представлением о пересмотре судебных постановлений.

    Право прокурора на обращение в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований предусмотрено в ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, ч. 1 ст. 3, ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

    В части 1 ст. 45 ГПК РФ закреплено право прокурора обратиться в суд, в том числе для рассмотрения гражданских дел по жилищным спорам, с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
    Конкретизируя эти положения, ч. 3 ст. 131 ГПК РФ определяет, что в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов.

    Обращаясь в суд с исковым заявлением, прокурору следует иметь в виду, что оно по форме и содержанию должно соответствовать требованиям ст. 131 ГПК. В исковом заявлении обязательно указывается предмет и основание иска (ст. 39, п. 4, 5 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ). Так, в исковом заявлении прокурора, направленном на защиту прав граждан, в качестве предмета иска необходимо отразить материально-правовое требование, а в исковом заявлении, направленном на защиту законных интересов, следует указать, какие интересы подлежат защите, а также в чем заключается нарушение прав, свобод или законных интересов граждан (п. 4 ч. 2 ст. 131 ГПК).

    В случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности обращения в суд самого гражданина по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам (ст. 37, ч. 1 ст. 45 ГПК). Отсутствие в Кодексе перечня упомянутых в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ уважительных причин и критериев состояния здоровья, в соответствии с которыми гражданин не может обратиться в суд, не освобождает прокурора при подготовке искового заявления (заявления) в таком случае от выполнения указанных требований закона и приведения мотивов, по которым гражданин не может самостоятельно обратиться в суд. При этом должны быть представлены доказательства, подтверждающие невозможность самостоятельного обращения, и приложены копии документов. Прокурор может подтверждать справками, иными документами отсутствие у истца полной гражданской процессуальной дееспособности в соответствии со ст. 37 ГПК. Документом, удостоверяющим полномочия прокурора на обращение в суд с исковым заявлением для защиты законных интересов граждан, является служебное удостоверение прокурора, без каких-либо доверенностей. Право оценки уважительности причин, по которым гражданин сам не может обратиться в суд, принадлежит суду.

    Обращаясь в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, прокурору необходимо указать, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также сослаться на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов (ч. 3 ст. 131 ГПК).

    Прокурор при обращении в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований должен соблюдать требования о подведомственности и подсудности, предусмотренные гл. 3 ГПК РФ. Прежде всего необходимо правильно определить подведомственность гражданского дела судам общей юрисдикции по правилам ст. 22 ГПК. Затем определить подсудность гражданского дела суду общей юрисдикции по правилам ст. 23 - 27 ГПК, а также определить территориальную подсудность дела по правилам ст. 28 - 33 ГПК РФ. Исковое заявление подается прокурором в суд в письменной форме (ч. 1 ст. 131 ГПК), за его подписью (ч. 1 ст. 45, ч. 4 ст. 131 ГПК).

    Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в случаях, предусмотренных не только ГПК, но и другими федеральными законами. Так, согласно п. 4 ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших лиц, когда они по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы. Прокуроры должны руководствоваться и иными федеральными законами, которыми предусмотрено право прокурора на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц.

    В силу служебных обязанностей, возложенных на прокурора п. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре, следует учитывать разъяснения, содержащиеся в информационном письме Генеральной прокуратуры РФ "О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ" от 27.01.2003 N 8-15-2003, а также требования Приказа Генерального прокурора РФ "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве" от 02.12.2003 N 51. Согласно п. 4 этого Приказа прокурор обязан принимать участие в первую очередь в рассмотрении дел о выселении без предоставления другого жилого помещения.

    Необходимо еще раз подчеркнуть, что выселение из жилых помещений во всех случаях осуществляется в судебном порядке, с участием прокурора в суде. В соответствии с ч. 3 ст. 45 ГПК РФ прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. В иных случаях прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, если истец или ответчик по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может лично отстаивать в суде свои жилищные права либо спор приобрел особое общественное значение в субъекте Российской Федерации или муниципальном образовании.
    Решением Куйбышевского суда Центрального района г. Санкт-Петербурга от 17.10.2005 удовлетворены исковые требования прокурора Центрального района в интересах недееспособного гр-на Б. к гр-ке М. о признании недействительной регистрации ответчицы в спорном жилом помещении и ее выселении.

    Согласно ч. 2 ст. 4, ч. ч. 1, 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением от своего имени в защиту жилищных прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, а также субъектов РФ, муниципальных образований.
    Длительное время жильцы одного из общежитий в г. Мурманске писали жалобы во все инстанции на нового собственника, создавшего невыносимые условия для проживания. Проверка показала, что отчуждение общежития в частную собственность произведено незаконно, и по решению суда, удовлетворившему иск прокурора Ленинского округа г. Мурманска, здание общежития возвращено прежнему владельцу.

    При рассмотрении вопросов участия прокурора в суде по делам о выселении граждан из жилых помещений следует отметить, что наблюдается увеличение количества таких дел. Так, в 2003 году с участием прокуроров рассмотрено 40,5 тыс. дел о выселении. В интересах граждан и неопределенного круга лиц в судебные органы прокурорами предъявлено 2,7 тыс. исков (заявлений) о нарушении жилищных прав. В 2004 году эти цифры возросли и составили соответственно 45,7 тыс. дел о выселении (+12,9%) и 3,4 тыс. исков (заявлений) о восстановлении нарушенных жилищных прав (+26,6%).

    Активизация органов прокуратуры в этом направлении отмечалась и в 2005 году. С участием прокуроров в судах рассмотрено 47,1 тыс. дел о выселении (+3%). Кроме того, в судебные органы прокурорами направлено 4,6 тыс. исков (заявлений) о восстановлении нарушенных жилищных прав граждан (+34,2%). Из рассмотренных судами 83% таких дел на начало 2006 года удовлетворено более 2,9 тыс. исковых заявлений (+47,2%).

    Для того чтобы прокурор полнее использовал все имеющиеся у него возможности для защиты жилищных прав граждан и давал аргументированные правовые заключения, ему необходимо знать общие вопросы, вытекающие из норм ЖК РФ. В Жилищном кодексе РФ содержится около 30 статей, в которые включены нормы, регулирующие вопросы защиты жилищных прав граждан в судебном порядке. (Это ст. ст. 1, 3, 10, 11, 24, 27, 29, 31, 32, 35, 36, 46, 54, 56, 69, 72 - 74, 79, 80, 83, 84, 88 - 91, 101, 103, 127, 137 и др.)

    Основным объектом жилищных отношений является "жилое помещение". В прежнем жилищном законодательстве отсутствовало его понятие. Оно содержалось в ст. 673 ГК РФ. Новый Жилищный кодекс РФ в ч. 2 ст. 15 определил жилое помещение как изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, т.е. отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам и иным требованиям законодательства. Следует знать, что Постановлением Правительства РФ 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. В нем установлены требования к жилому помещению, порядок признания его пригодным или непригодным для проживания, а многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу.

    Совокупность всех жилых помещений на территории Российской Федерации образует жилищный фонд, который в зависимости от формы собственности подразделяется на частный, государственный и муниципальный (ч. 1, 2 ст. 19 ЖК). В судах разрешаются спорные правоотношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов (п. 1 ч. 1 ст. 4 ЖК), а также вопросы о праве пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда (п. 2 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ).

    В зависимости от целей использования, согласно ч. 3 ст. 19 ЖК РФ, жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования; специализированный жилищный фонд; индивидуальный жилищный фонд; жилищный фонд коммерческого использования. Выселение из жилых помещений указанных фондов имеет свои особенности. Для вынесения правильного решения по делу о выселении в судебном заседании приходится разрешать такие вопросы, как: отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда (п. 4 ч. 1 ст. 4 ЖК); о спорных правоотношениях по поводу содержания и ремонта жилых помещений (п. 6 ч. 1 ст. 4 ЖК); переустройства и перепланировки жилых помещений (п. 7 ч. 1 ст. 4); создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов (п. 9 ч. 1 ст. 4); предоставления коммунальных услуг (п. 10 ч. 1 ст. 4); внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 11 ч. 1 ст. 4); контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (п. 12 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ).

    От исхода рассмотрения этих вопросов будет зависеть решение по делу, в том числе о выселении. Как правило, суд выносит решение с учетом норм, содержащихся в части 3 ст. 11 Жилищного кодекса РФ, после удовлетворения или отклонения следующих исковых требований:

    • признания жилищного права. То есть суд принимает решение о том, что субъект жилищных отношений действительно обладает тем или иным жилищным правом на законных основаниях;
    • восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права (устранение обстоятельств, способствующих нарушению жилищного права; возмещение ущерба, причиненного участнику жилищных отношений), и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;
    • признания судом недействующим полностью или в части нормативного правового акта, нарушающего жилищные права граждан и противоречащего ЖК РФ или принятым в соответствии с ним федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. Представляется, что если нормативный правовой акт будет нарушать права граждан, но не будет при этом противоречить ни ЖК РФ, ни другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то суд все же должен признать его недействующим исходя из конституционных и общепризнанных международных принципов прав человека и прямого действия Конституции РФ. Так, согласно ч. 1 ст. 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России;
    • неприменения при разрешении судебных споров нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, которые противоречат имеющим большую юридическую силу законам и нормативным правовым актам, регулирующим жилищные правоотношения. Данную меру уместно применять после рассмотрения предыдущей, то есть после признания недействительным нормативного правового акта. Однако для восстановления справедливости иногда достаточно признать нормативный правовой акт недействующим. Суд может также не применить нормативный правовой акт, не признавая его при этом недействующим;
    • прекращения или изменения жилищного правоотношения, которое в силу определенных обстоятельств нарушает права других участников жилищных отношений;
    • иными способами, предусмотренными Жилищным кодексом РФ и другими федеральными законами.

    Таковы общие положения, на которые необходимо обращать внимание прокурору для дачи правомерного заключения по делам о спорах, возникающих в связи с нарушением жилищных прав граждан.

    Самые болезненно решаемые вопросы - это о выселении граждан из жилых помещений. Из смысла пункта 14 ст. 12 Жилищного кодекса РФ следует, что только органы государственной власти могут определять:

    • основания выселения граждан из жилых помещений (перечень обстоятельств, юридических фактов, служащих причиной для выселения);
    • порядок выселения (например, должен определяться орган, уполномоченный принимать решения о выселении, органы, исполняющие такие решения, и т.д.);
    • условия выселения (с предоставлением другого жилого помещения, либо с предоставлением благоустроенного жилого помещения или без предоставления другого жилого помещения и т.д.).

    Вопрос о подсудности дел о выселении должен разрешаться в соответствии со ст. 28 ГПК РФ, согласно которой иск о выселении предъявляется по общим правилам территориальной подсудности по месту жительства ответчика. Следует отметить, что иск о выселении часто является встречным, то есть содержит встречные исковые требования. Встречный иск предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального иска (ч. 2 ст. 31 ГПК РФ).

    Первоначальный же иск может подаваться, во-первых, по месту жительства ответчика. Во-вторых, истец может подать иск в суд о восстановлении жилищных прав по месту своего жительства, руководствуясь правилами альтернативной подсудности, предусмотренной ч. 6 ст. 29 ГПК РФ. В-третьих, первоначальный иск должен быть подан в суд по месту нахождения жилого помещения, жилого дома, если решается спор о праве на это жилое помещение (жилой дом): о праве собственности, владения или пользования им, о разделе недвижимого имущества, находящегося в долевой собственности, и выделе из него доли и т.д. В таком случае речь идет о правилах исключительной подсудности, установленной ч. 1 ст. 30 ГПК РФ. Кроме того, необходимо правильно определять спорные правоотношения (главные и второстепенные), объект спора, субъекты спорных правоотношений, способы защиты жилищных прав и нормы закона, регулирующие спорные жилищные отношения.

    Как известно, с 01.03.2005 введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, а прежний ЖК РСФСР признан утратившим силу. Надлежащим образом разрешить дело возможно только после уяснения того, в каких случаях необходимо применять нормы ЖК РФ, а в каких - ЖК РСФСР.
    В соответствии с ч. 1 ст. 6 ЖК РФ, а также ст. 1, п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 189-ФЗ (в ред. от 26.12.2005) (далее - Вводный закон) нормы ЖК РФ должны применяться к жилищным отношениям, возникшим после 01.03.2005, а к жилищным отношениям, возникшим до 01.03.2005, нужно применять нормы ЖК РСФСР.

    В определенных случаях к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, применяются нормы нового Кодекса (ч. 2, 3, 4 ст. 6 ЖК РФ). Во-первых, если это прямо предусмотрено в акте жилищного законодательства. Во-вторых, в части тех жилищных прав и обязанностей, которые возникли после введения в действие этого акта. В-третьих, если в ЖК РФ или во Вводном законе установлено, что ЖК РФ распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Так, согласно ст. 9 Вводного закона действие норм раздела VIII ЖК РФ "Управление многоквартирными домами" распространяется также на правоотношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами.

    На практике иногда возникают трудности при разрешении жилищных споров в связи с отношениями по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и которые были переданы в ведение органов местного самоуправления. Согласно ст. 7 Вводного закона к таким отношениям применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма в части тех прав и обязанностей, которые возникли после 1 марта 2005 года.

    Особенно уязвимы жилищные права граждан при выселении без предоставления другого жилого помещения. В судах рассматриваются дела с участием прокурора по иску собственника жилого помещения о выселении гражданина, право пользования жилым помещением которого прекращено и который в установленный собственником срок в добровольном порядке не освобождает данное жилое помещение. Согласно ч. 1 ст. 35 ЖК РФ гражданин обязан освободить жилое помещение в случае, если право пользования жилым помещением у него прекращено по основаниям, предусмотренным ЖК РФ, другими федеральными законами, договором или на основании решения суда.

    Участвуя в делах по иску собственника жилого помещения о выселении бывших членов его семьи, прокурору следует иметь в виду, что согласно ч. 4 ст. 31 ЖК РФ право пользования жилым помещением у указанных лиц не сохраняется в случае прекращения семейных отношений с собственником этого жилого помещения. Однако если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим собственнику, может быть сохранено за бывшим членом семьи на определенный срок на основании решения суда. По истечении этого срока право пользования жилым помещением прекращается (ч. 5 ст. 31 ЖК РФ). Назначенный срок должен быть достаточным для приобретения права на жилое помещение. В соответствии с ч. 4 ст. 31 ЖК РФ суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.

    Прокурор вступает в процесс для дачи заключения при рассмотрении в судах дел по иску собственника жилого помещения о выселении гражданина, который нарушает правила пользования жилым помещением. При этом необходимо исходить из того, что согласно ч. 2 ст. 35 ЖК РФ, если бывшие члены семьи собственника, проживающие в жилом помещении на основании решения суда в связи с отсутствием у них других жилых помещений (ст. 31 ЖК), а также граждане, пользующиеся жилым помещением на основании завещательного отказа (ст. 33 ЖК), используют это жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение, собственник жилого помещения вправе предупредить данных граждан о необходимости устранить нарушения вплоть до проведения ремонта жилого помещения в разумный срок. В случае, если указанные граждане после предупреждения не меняют своего поведения, то собственник вправе обратиться в суд с иском о выселении их из жилого помещения. При рассмотрении этих вопросов необходимо учитывать, что Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 N 25 утверждены Правила пользования жилыми помещениями.

    Подобные основания выселения из жилых помещений (предоставленных по договорам социального найма) без предоставления другого жилого помещения по заявлению наймодателя установлены и для нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи. Возможность такого выселения предусмотрена п. 3 ст. 84, ст. 91 ЖК РФ.

    Судебный порядок выселения из жилых помещений (предоставленных по договорам социального найма) без предоставления другого жилого помещения установлен и для поднанимателя жилого помещения и проживающих вместе с ним граждан по иску нанимателя жилого помещения, если после прекращения или расторжения договора поднайма они отказываются освободить жилое помещение. При этом наниматель может расторгнуть договор поднайма жилого помещения по основаниям, закрепленным в ст. 79 ЖК РФ: во-первых, по соглашению сторон, а во-вторых, при невыполнении условий договора поднайма. Если договор поднайма жилого помещения не содержит условия о сроке его действия, то наниматель, будучи инициатором расторжения договора, обязан уведомить поднанимателя о предстоящем расторжении не позднее чем за три месяца.

    В делах о выселении в связи с обменом жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, в ранее занимаемое жилое помещение прокурору следует обращать внимание на соблюдение порядка обмена жилыми помещениями, установленного в ст. 72 ЖК РФ. Чтобы сделка была признана законной, необходимо письменное согласие наймодателя и проживающих совместно с нанимателем членов его семьи. Обмен данными жилыми помещениями, в которых проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, являющиеся членами семей нанимателей, должен быть произведен только после предварительного согласия органов опеки и попечительства. Эти органы обязаны отказать в обмене, если обмен нарушает права или законные интересы названных лиц.

    Согласно ч. 1 ст. 75 ЖК РФ обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, может быть признан судом недействительным по основаниям, установленным гражданским законодательством для признания сделки недействительной, в том числе если такой обмен совершен с нарушением требований, предусмотренных ЖК РФ. В случае признания обмена жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, недействительным стороны соответствующего договора об обмене жилыми помещениями подлежат переселению в ранее занимаемые ими жилые помещения (ч. 2 ст. 75). В соответствии с ч. 3 этой же статьи ЖК при наличии вины одной из сторон договора она обязана возместить другой стороне убытки, возникшие вследствие такого обмена.

    Прокурор вступает в процесс для дачи заключения по делам о выселении граждан, лишенных родительских прав, если совместное проживание этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным. При этом, согласно ч. 2 ст. 91 ЖК РФ, суд имеет право выселить таких родителей из жилого помещения, в котором проживают их дети, только в том случае, если суд отдельно укажет на невозможность и недопустимость проживания их совместно с детьми. Факт же лишения родительских прав сам по себе, как следует из норм жилищного и семейного законодательства, не является основанием для выселения.

    Родители могут быть лишены родительских прав в случаях: уклонения от выполнения обязанностей родителей; злоупотребления своими родительскими правами; жестокого обращения с детьми, в том числе осуществления физического или психического насилия над ними, покушения на их половую неприкосновенность; совершения умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга (ст. 69 СК РФ). Хронический алкоголизм или наркомания также могут служить основанием для лишения родительских прав. Лишение родительских прав производится в судебном порядке (ст. 70 СК РФ). Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания.

    Решением суда по делам о выселении из специализированных жилых помещений граждане подлежат выселению без предоставления других жилых помещений в случае отказа добровольно освободить специализированные жилые помещения после расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений, в которых они проживали по данным договорам (ст. 103 ЖК РФ). Прокурор, участвуя в процессе, должен иметь в виду, что исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, которые будут рассмотрены ниже. Виды жилых помещений, относящиеся к специализированному жилищному фонду, содержатся в ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ. В настоящее время действуют Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42.

    В судебном порядке рассматриваются дела о выселении без предоставления другого жилого помещения члена жилищного кооператива и проживающих с ним членов его семьи при отказе освободить жилое помещение в случае утраты права пользования жилым помещением в доме жилищного кооператива (ст. 133 ЖК РФ). При этом прокурор, участвующий в процессе, должен учитывать, что член жилищного кооператива, не выплативший полностью паевого взноса и исключенный из жилищного кооператива решением общего собрания членов жилищного кооператива в результате грубого неисполнения без уважительных причин своих обязанностей, а также проживающие с ним члены его семьи утрачивают право пользования жилым помещением в доме жилищного кооператива и обязаны освободить данное жилое помещение в течение двух месяцев со дня принятия кооперативом решения об исключении такого члена из жилищного кооператива.
    Выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, помимо выселения без предоставления других жилых помещений, как указывалось выше, производится: во-первых, с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, во-вторых, с предоставлением других жилых помещений по договорам социального найма.

    Выселение с предоставлением благоустроенного жилого помещения по договорам социального найма возможно в следующих случаях: если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу (ст. 86 ЖК РФ); жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания (ст. 87 ЖК); в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (ст. 88 ЖК РФ). То есть основания для выселения граждан с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма не зависят от виновных действий нанимателя или членов его семьи.

    Прокурору при даче заключения по гражданским делам о выселении с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договорам социального найма необходимо учитывать, что согласно ч. 3 ст. 89 ЖК РФ жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении. Однако гражданам должно быть предоставлено не любое жилое помещение по договору социального найма в связи с выселением по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, а оно должно быть: благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта; равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению; отвечать установленным требованиям; находиться в черте данного населенного пункта (ч. 1 ст. 89). В ч. 2 ст. 89 ЖК установлено, что если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
    Нормами Жилищного кодекса РФ допускается выселение с предоставлением другого жилого помещения нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи в том случае, если они в течение более шести месяцев без уважительных причин не вносили плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом прокурору при даче заключения необходимо руководствоваться ст. 90 ЖК, согласно которой указанным гражданам должно быть предоставлено другое жилое помещение по договору социального найма по норме обеспечения жилой площадью, установленной для выселения в общежития.

    Выселение из специализированных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях имеет свои особенности. По смыслу ч. 4 ст. 103, ч. 2 ст. 102 ЖК РФ следует, что выселение при смене собственника на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также при передаче такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу осуществляется только по иску прежнего собственника или юридического лица, передающих соответствующие жилые помещения.

    Участвуя в процессе, прокурор должен знать, что согласно ч. 2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из указанных помещений без предоставления других жилых помещений граждане, которые, во-первых, не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Во-вторых, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В-третьих, являются: членами семей военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; пенсионерами по старости; членами семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; инвалидами I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалидами I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалидами из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением о

    Спасибо сказали 25 человек
Оставить комментарий

Смотрите также

  • Валентина
    Ответственность управляющей организации

    Добрый день. Скажите пожалуйста, Владимир, предусмотрена ли административная ответственность за непередачу управляющей многоквартирным домом организацией технической документации на многоквартирный дом вновь выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации (в связи с невыполнением управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом)?

  • Галина Эдуардовна
    Проверка жалоб граждан

    Добрый день, столкнулись с такой ситуацией, что территориальный орган государственной жилищной инспекции РФ (далее - инспекция) на основании жалобы граждан о протечке кровли в жилом здании провел внеплановую проверку управляющей организации. По результатам проверки инспекция выдала управляющей организации предписание, согласно которому организация в том числе обязана за свой счет произвести осмотр и установить причины протекания кровли. Правомерно ли подобное предписание, учитывая тот факт, что выдача предписаний или предложений о проведении за счет проверяемых лиц мероприятий по контролю запрещена законом?

  • Дарина
    Функции технического обслуживания

    Добрый день. Если управляющей организации переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами многоквартирного жилого дома, может ли управляющая организация быть привлечена к ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ, если административным органом выявлено нарушение санитарно-эпидемиологических требований к жилым помещениям, установленных Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"?