Часто задаваемые вопросы - Жилищные споры
Бесплатная юридическая консультация по жилищным спорам
  • Чулпан

    Проверки исполнения законодательства

    Добрый день. Какие проверки исполнения законодательства, регламентирующего предоставление земельных участков для жилищного строительства, их использование и осуществление на них строительства?

    Добрый день, Чулпан!

    Анализ имеющихся данных и материалов прокурорских проверок свидетельствует о неудовлетворительном состоянии в сфере соблюдения прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства.

    В связи с этим прокуроры проводят проверку исполнения положений законодательства, регламентирующих предоставление земельных участков для жилищного строительства, их использование и осуществление на них строительства.

    При ее проведении следует руководствоваться Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами: от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ от 30.12.2004 N 214), от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее ФЗ от 29.12.2004 N 191), иным законодательством в данной сфере, в том числе региональным.

    В целях получения необходимой информации, использования соответствующих полномочий, комплексного подхода к проведению проверки необходимо привлекать специалистов территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Росимущества, МПР России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора.
    В порядке подготовки к проверке следует обобщить и проанализировать сведения о состоянии законности в названной сфере правоотношений, в том числе жалобы и обращения граждан, предприятий и организаций (в правоохранительные, контролирующие органы, органы государственной власти и местного самоуправления), данные судебно-следственной и административной практики, сообщения средств массовой информации, статистические данные, материалы контролирующих и иных государственных органов.

    В ходе проверки необходимо выяснить:

    - соответствуют ли федеральному законодательству правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также контролирующих органов по рассматриваемым вопросам;

    - кем осуществляется управление и распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, не противоречит ли установленный порядок требованиям ст. 2 Земельного кодекса РФ и п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации";

    - какие имеются объекты строительства на соответствующей территории и какова правовая оценка законности предоставления выделенных для строительства земельных участков, в том числе наличие компетенции на принятие необходимых решений. При этом следует учитывать как ранее действовавшее земельное и градостроительное законодательство, так и положения ФЗ от 29.12.2004 N 191, которым в Земельный кодекс Российской Федерации внесен ряд дополнений, в том числе статья 30.1 "Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности", вступившая в силу с 01.10.2005;

    - во всех ли случаях продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства после 01.10.2005 осуществлялась на аукционах; соблюден ли порядок организации и проведения последних;

    - соблюдается ли процедура выдачи уполномоченными органами разрешений на строительство в соответствии с требованиями градостроительного законодательства (наличие для этого правоустанавливающих документов на земельный участок, градостроительного плана земельного участка, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и др.);

    - имеются ли у инвесторов строительства (организаций-застройщиков) необходимые правоустанавливающие документы на использование земельных участков, зарегистрированы ли они в установленном порядке; обладают ли они иной необходимой документацией, в том числе соответствующими лицензиями, есть ли согласования государственных контролирующих органов;

    - осуществляется ли контроль за поступлением денежных средств от использования земельных участков, каким образом, какие при этом имеются нарушения;

    - выполняются ли застройщиками требования ФЗ от 30.12.2004 N 214, в том числе о:
    а) возможности привлечения денежных средств участников долевого строительства только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования и размещения проектной декларации и государственной регистрации права собственности или права аренды застройщика на земельный участок,
    б) заключении, регистрации и исполнении договора в долевом строительстве,
    в) соблюдении срока передачи застройщиком объекта и последствиях, связанных с его нарушением;

    - какие меры принимаются органами государственной власти, местного самоуправления и уполномоченными контролирующими органами по недопущению использования земельных участков без надлежащих правоустанавливающих документов и не по назначению, по контролю за осуществлением строительной деятельности; какие проверки с учетом компетенции проводились, каковы их результаты. Следует также оценить полноту и эффективность принятых мер.

    В ходе проверки необходимо проанализировать административную практику по делам, связанным с нарушением законодательства о предоставлении земельных участков для жилищного строительства, при их использовании и непосредственно строительстве.

    В этой связи необходимо установить:

    • выявлялись ли уполномоченными органами административные правонарушения в названной области и по каким статьям КоАП РФ квалифицировались, рассматривались ли административные дела названной категории; каковы результаты их рассмотрения;
    • выявлялись ли прокурорами незаконные постановления (решения), принимались ли в связи с этим меры реагирования (протесты, заявления в суд), каковы результаты их рассмотрения;
    • возбуждались ли прокурорами дела об административных правонарушениях по анализируемой проблеме, приносились ли протесты на постановления судов общей юрисдикции по делам об административных правонарушениях, результаты рассмотрения дел и протестов.

    По результатам ответов, полученных на поставленные вопросы, прокурором принимаются дополнительные меры по устранению выявленных нарушений законодательства и прав граждан на жилье.

    При проведении надзорной проверки в государственной жилищной инспекции прокурор обращает внимание на следующие вопросы:

    • по каким конкретным направлениям проводилось за проверяемый период инспекционное обследование жилищного фонда на территории РФ;
    • проводился ли госжилинспекцией анализ состояния дел в отрасли жилищно-коммунального хозяйства и какие были приняты меры по результатам этого анализа;
    • какие конкретные виды правонарушений выявлены в жилищной сфере проверяемых организаций либо в целом по региону (субъекту РФ, городу, району, поселку);
    • своевременность, обоснованность и законность принятых госжилинспекцией правовых мер по фактам выявленных правонарушений в жилищных организациях (протоколы, предписания, акты и др.);
    • осуществляется ли госжилинспекцией необходимый текущий контроль за выполнением требуемых мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации.

    Кроме того, в ходе проверки в обязательном порядке следует ознакомиться с содержанием жалоб и обращений граждан, поступивших в инспекцию, и определить:

    • полноту и качество проведенных по ним проверок,
    • правильность и законность принятых мер по результатам их проверок,
    • фактическое устранение нарушений жилищных прав граждан.

    Особое внимание прокурором уделяется изучению и анализу законности в административной деятельности госжилинспекций и, в первую очередь, при наложении штрафных санкций, а также на их реальное взыскание с виновных юридических и физических лиц (собственников жилых помещений, обслуживающих организаций, нанимателей, руководителей обслуживающих организаций).

    Административная ответственность за совершенные правонарушения в жилищной сфере предусмотрена в КоАП РФ:

    • ст. 7.21 (нарушение правил пользования жилыми помещениями);
    • ст. 7.22 (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений);
    • ст. 7.23 (нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами).

    Административную ответственность по ст. 7.21 несут физические лица, а по ст. 7.22 и ст. 7.23 КоАП РФ - должностные и юридические лица.

    Дела об указанных административных правонарушениях на основании ст. 23.55 КоАП РФ рассматривают органы государственной жилищной инспекции:

    • главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации и его заместители,
    • государственные жилищные инспектора Российской Федерации,
    • руководители государственных жилищных инспекций субъектов Российской Федерации и их заместители.

    Проверяя в жилищной государственной инспекции законность возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, прокурор выясняет:

    • все ли требования, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ, соблюдены при составлении протокола об административном правонарушении и содержатся ли в нем все сведения, необходимые для разрешения дела;
    • надлежащим ли должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении и соблюдена ли при этом компетенция соответствующего органа, определенная в КоАП РФ;
    • не допускались ли нарушения предусмотренных ст. ст. 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления его для рассмотрения в соответствующий орган;
    • всегда ли соответствующими должностными лицами принимались меры для полного и всестороннего выяснения требуемых обстоятельств по делу, как это предусмотрено ст. 26.1 КоАП;
    • собраны ли должностными лицами и зафиксированы ли в установленном порядке в соответствии со ст. 26.2 - 26.11 КоАП доказательства, подтверждающие виновность лица в совершении конкретного административного правонарушения;
    • правильно ли дана юридическая оценка совершенных действий и квалифицировано административно наказуемое деяние;
    • соответствует ли назначенное виновным лицам административное наказание пределам, установленным ст. ст. 7.21, 7.22 и 7.23 КоАП РФ, и не назначалось ли иное наказание, не предусмотренное законом (ст. 4.1 КоАП).

    Источниками информации о правонарушениях в жилищной сфере, которые используются прокурорами при подготовке и в процессе осуществления проверки, могут быть следующие:

    • нормативно-правовые акты органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по жилищным вопросам;
    • правовые акты и иные документы жилищных органов (департаменты, ЖКХ, управления, отделы и др.);
    • материалы контрольных проверок, проведенных органами государственной жилищной инспекции, и их отчетные данные о работе за проверяемый период. Следует иметь в виду, что государственные жилищные инспекции в субъекте РФ имеют годовую статистическую информацию о работе (Ф. N 1), в которой указывается о количестве плановых и внеплановых проверок, видах выявленных нарушений в жилищной сфере и принятым по ним мерам (предписания, протоколы, акты, сведения о наложении штрафных санкций на нарушителей законодательства).

    Необходимые сведения по определенным вопросам содержатся в нижеследующих формах отчетности территориальных органов федеральной государственной статистики:

    • N 1-жилфонд - сведения о жилищном фонде;
    • N 1-КР - сведения о капитальном ремонте жилого фонда;
    • N 6-ЖКХ - сведения о строительстве и ремонте объектов благоустройства;
    • N 22-ЖКХ (субсидии) - сведения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
    • N 26-ЖКХ - сведения о предоставлении гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

    Кроме того, источниками информации могут являться:

    • документы, справки, акты правоохранительных органов о выявленных правонарушениях в жилищной сфере;
    • материалы конкретных уголовных дел о должностных преступлениях в жилищных и муниципальных органах;
    • статистическая отчетность судов о результатах рассмотрения гражданских жилищных дел (единая для всех уровней судебной системы, которая содержит показатели о рассмотрении жилищных споров; ф. N 2);
    • административные дела судов, рассмотренные по жалобам должностных лиц на неправомерное наложение административных взысканий за нарушения жилищного законодательства (ф. 2);
    • материалы профсоюзных организаций предприятий и организаций по рассмотрению заявлений и жалоб работников по жилищным вопросам;
    • обращения в прокуратуру должностных лиц органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления по жилищным вопросам;
    • жалобы, заявления и сообщения граждан о нарушениях их жилищных прав;
    • учетные документы (журналы, книги регистрации, списки, реестры, решения, сводные отчеты, переписка и другие документы) органов местного самоуправления по жилищным вопросам о постановке на учет либо об отказе гражданам в постановке на учет, о предоставлении либо отказе в предоставлении жилья и т.п.;
    • заключения жилищных комиссий муниципальных органов и ведомств;
    • сообщения СМИ (периодическая печать, радио, телевидение, Интернет) о нарушениях жилищного законодательства;
    • справки и заключения районного (городского) бюро технической инвентаризации и санэпидстанции о состоянии благоустройства и планировке жилищных помещений, о возможности в них проживания;
    • иные конкретные сигналы и сведения, выявленные прокурором при непосредственном общении с гражданами и при рассмотрении тех или иных вопросов представительными или исполнительными органами власти субъектов РФ либо органами местного самоуправления.

    Юридическая помощь, обращайтесь.

    Спасибо сказали 38 человек
Оставить комментарий

Смотрите также

  • Галина Эдуардовна
    Проверка жалоб граждан

    Добрый день, столкнулись с такой ситуацией, что территориальный орган государственной жилищной инспекции РФ (далее - инспекция) на основании жалобы граждан о протечке кровли в жилом здании провел внеплановую проверку управляющей организации. По результатам проверки инспекция выдала управляющей организации предписание, согласно которому организация в том числе обязана за свой счет произвести осмотр и установить причины протекания кровли. Правомерно ли подобное предписание, учитывая тот факт, что выдача предписаний или предложений о проведении за счет проверяемых лиц мероприятий по контролю запрещена законом?

  • Дарина
    Функции технического обслуживания

    Добрый день. Если управляющей организации переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами многоквартирного жилого дома, может ли управляющая организация быть привлечена к ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ, если административным органом выявлено нарушение санитарно-эпидемиологических требований к жилым помещениям, установленных Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"?

  • Светлана
    ст. 7.22 КоАП РФ

    Добрый день! Владимир, подлежит ли привлечению к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ организация, являющаяся ответственной за содержание находящегося на ее балансе жилищного фонда, за непринятие мер по содержанию жилого дома, признанного непригодным для проживания в порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Правительством РФ в Постановлении от 28.01.2006 N 47, и по поддержанию этого дома в состоянии, пригодном для проживания? Подлежит ли привлечению к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ организация, на которую возложено техническое обслуживание жилого дома, подлежащего сносу, в случае невыполнения полного восстановления помещений указанного дома?