Часто задаваемые вопросы - Жилищные споры
Бесплатная юридическая консультация по жилищным спорам
  • Владимир

    Вопросы в проверке прокурора

    Здравствуйте, какой основной перечень вопросов, подлежащих выяснению в ходе проверки прокурора по надзору за исполнением жилищного законодательства?

    Добрый день, Владимир!

    При проведении надзорной проверки в органах законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ и в органах местного самоуправления прокурор обращает внимание на следующие основные вопросы:

    • все ли региональные законы и иные нормативно-правовые акты субъекта РФ, принятые до 1 марта 2005 года, приведены в соответствие с федеральным законодательством в жилищной сфере;
    • осуществлялась ли органами власти субъекта РФ нормотворческая деятельность после 1 марта 2005 года, какие нормативно-правовые акты были приняты в жилищной сфере, в полной ли мере они соответствуют требованиям федерального законодательства и, в частности, ст. 13 ЖК РФ;
    • приведены ли в соответствие с федеральным законодательством и, прежде всего, с требованиями ЖК РФ нормативно-правовые акты органов местного самоуправления по жилищным вопросам, которые были приняты ими до 1 марта 2005 года;
    • какие новые нормативно-правовые акты в жилищной сфере были приняты органами местного самоуправления после 1 марта 2005 года, в полной ли мере они соответствуют федеральному законодательству и не содержат ли каких-либо положений, выходящих за пределы их компетенции, определенной ст. 14 ЖК РФ;
    • завершена ли в субъекте РФ работа по принятию соответствующих нормативно-правовых актов в жилищной сфере, в соответствии с требованиями ст. 49 ЖК РФ о порядке предоставления жилого помещения по договору социального найма, о порядке и основаниях признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

    В процессе изучения содержания подобных нормативно-правовых актов прокурор обращает особое внимание на их соответствие закону и выясняет, нет ли в них каких-либо дискриминационных и иных противоправных положений, противоречащих Конституции РФ и требованиям ЖК РФ (установление так называемого "ценза оседлости" - обязанности граждан проживать на соответствующей территории субъекта длительное время 5, 10 лет и т.п. ограничения).

    В ходе проверки прокурор также выясняет: принимались ли в субъекте РФ органом законодательной власти законы, а органами исполнительной власти - иные нормативно-правовые акты по регулированию жилищных отношений. Если принимались, необходимо изучить их на соответствие требованиям ЖК РФ и иного федерального законодательства. Одновременно прокурор проверяет: исполняются ли региональные законы на территории субъекта РФ, и выявляет допущенные нарушения жилищных прав граждан, определенные этими законами.

    Основные усилия прокуроров в первую очередь должны быть сосредоточены на соблюдении законности при предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма. Проверке подлежат:

    • основания признания граждан малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях;
    • учтены ли при этом требования ст. 49 и 51 ЖК РФ;
    • соблюден ли органом местного самоуправления порядок, установленный законом соответствующего субъекта Федерации;
    • наделялись ли органы местного самоуправления в установленном законодательством порядке государственными полномочиями обеспечения жилыми помещениями иных категорий граждан, указанными в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ;
    • соблюдались ли нормы предоставления и учетная норма площади жилого помещения (ст. 50 ЖК).

    При проверке законности принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выясняется:

    • правильно ли организован учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сообщается ли им в установленной форме и сроки о принятии на учет (ст. 52 ЖК);
    • не нарушается ли в регионе установленный порядок, согласно которому граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и могут быть сняты с учета только в случаях, определенных законом (ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ);
    • обоснованы ли отказы в постановке на учет и снятии с учета; уведомляются ли граждане о таких решениях в письменной форме с указанием мотивов отказа (ст. 54, 56 ЖК);
    • нет ли фактов истребования должностными лицами дополнительных документов, не имеющих отношения к указанным выше вопросам;
    • соблюдается ли очередность предоставления жилья, нет ли случаев нарушения внеочередного предоставления жилых помещений (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) либо приобретения за счет бюджетных средств жилых помещений государственным служащим субъектов Федерации или органов местного самоуправления, не наделенным льготами в законодательном порядке;
    • учитываются ли интересы граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма (ст. 58 ЖК РФ).

    В ходе проверки прокурор выясняет исполнение законодательства об использовании и эксплуатации жилья и соблюдение жилищных льгот граждан.
    При этом обращается внимание на следующие вопросы:

    • не нарушаются ли требования ст. 17 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения должны использоваться строго по назначению, а их перевод в нежилые помещения допускается в строго определенных законом случаях;
    • соответствуют ли требованиям законодательства изданные органами местного самоуправления правовые акты о переводе жилого помещения в нежилое и об исключении из жилищного фонда конкретных жилых домов и иных жилых помещений (ст. 22 - 24 ЖК РФ);
    • нет ли в районе (городе) случаев использования муниципального жилья не по целевому назначению;
    • соблюдаются ли требования законодательства о предоставлении денежных льгот по оплате жилья и коммунальных услуг определенным категориям граждан (ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и труда, участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др.);
    • соблюдаются ли гарантии жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не уклоняются ли органы местного самоуправления от внеочередного предоставления им качественного жилья по договорам социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ);
    • исполняются ли установленные законом права на предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма гражданам, проживающим в домах, непригодных для проживания и ремонта или реконструкции (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ), и гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 и ч. 2 ст. 57 ЖК РФ);
    • привлекались ли должностные лица к административной ответственности за нарушение правил эксплуатации жилых домов.

    При наличии сигналов проверяется соблюдение и других норм Жилищного кодекса РФ, в особенности направленных на защиту прав граждан.
    Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г. (ст. 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. от 29.12.2004 N 199-ФЗ)).
    В связи с вышеизложенным прокурор проверяет:

    • принят ли в субъекте РФ нормативный правовой акт, определяющий форму указанных выше мер социальной поддержки инвалидов по жилищным вопросам, и соответствует ли он требованиям Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ;
    • обеспечиваются ли требования данного Закона о том, что выделяемые средства субъектов на реализацию мер социальной поддержки носят целевой жилищный характер и не могут быть использованы на другие цели;
    • осуществляются ли региональными органами контроля (счетная палата и др.) контроль за целевым расходованием указанных денежных средств, какие нарушения при этом выявлены, законность и обоснованность принятых по ним мер;
    • во всех ли случаях жилищные органы предоставляют инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, скидки не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного и муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению (ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ);
    • в полной ли мере в регионе соблюдаются предусмотренные законодательством права инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, на дополнительную жилую площадь (ст. 58 ЖК РФ, Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 N 817, утвердившее Перечень заболеваний, дающих право на дополнительную жилую площадь);
    • не допускалось ли в регионе случаев противоправного отказа инвалидам, имеющим такие заболевания, в постановке на учет на получение дополнительной жилой площади, так и в ее предоставлении, приняты ли меры по восстановлению нарушенных прав инвалидов на дополнительную жилую площадь.

    Одновременно с этим следует проверить, не предоставлялась ли дополнительная жилая площадь некоторым лицам, заболевания которых не предусмотрены Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817.

    Юридическая помощь, обращайтесь.

    Спасибо сказали 32 человека
Оставить комментарий

Смотрите также

  • Наталья
    Качество предоставления коммунальных услуг

    Здравствуйте. Административным органом (территориальным управлением Роспотребнадзора) проведена проверка организации (управляющей компании) по вопросу качества предоставления коммунальных услуг. В ходе проверки было установлено, что в период с 1 по 15 марта 2010 г. жителям не предоставлялись коммунальные услуги по горячему водоснабжению и отоплению. По результатам проверки административным органом было вынесено постановление о привлечении организации к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ (продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке). Организация, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилась с заявлением в арбитражный суд, указав на неправильную квалификацию административного правонарушения, в связи с чем постановление подлежит отмене. Является ли довод организации обоснованным?

  • Татьяна
    Нести административную ответственность

    Доброе утро. Владимир, вот смотрите, в ходе проверки, проведенной органом по жилищному надзору, установлено, что в жилых помещениях многоквартирного дома допущено снижение нормативного температурного режима воздуха в жилых помещениях. Управляющая организация на основании муниципального контракта выполняет функции по оказанию коммунальных услуг собственникам жилых помещений, в том числе обеспечивает функционирование всех инженерных систем и оборудования дома в пределах установленных норм, бесперебойное предоставление собственнику коммунальных услуг. Кто в данном случае подлежит административной ответственности: управляющая организация или энергоснабжающая организация?