Часто задаваемые вопросы - Жилищные споры
Бесплатная юридическая консультация по жилищным спорам
  • Федор Иванович

    Общепризнанные принципы международного права

    Здравствуйте. Какая необходимость соблюдения общепризнанных норм и принципов международного права?

    Добрый день, Федор Иванович!

    Раздел жилого помещения может быть осуществлен в целях реализации или прекращения нарушения прав граждан, необходимость соблюдения которых должна быть обеспечена в силу общепризнанных принципов и норм международного права.
    Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

    Часть 1 ст. 38 Конституции РФ устанавливает, что семья находится под защитой государства. Согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    В п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 6-П указано, что в силу Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7, ч. 1), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (ст. 40, ч. 1), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

    Согласно ст. 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

    В ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. указано, что участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии.
    Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., также распространяющаяся на Российскую Федерацию, в ст. 8 предусматривает право каждого на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Это уважение должно соблюдаться всеми органами власти.
    В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" указано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации). Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из этого, а также из положений ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

    В Уставе Совета Европы также закреплен принцип уважения прав человека и верховенства права. Это означает защиту и соблюдение принципа уважения человеческого достоинства и свободы личности в рамках неуклонно крепнущего правового государства.

    Надо сказать, что раздел жилого помещения позволяет государству соблюсти не обеспечиваемые им до такого раздела права, предусмотренные ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, на уважение его личной и семейной жизни, права на жилище.

    Статья 32 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод определяет, что в ведении Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) находятся все вопросы, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и Протоколов к ней.

    Вместе с тем в п. 10 указанного выше Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5, закреплено, что Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней"); поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

    В этом смысле представляет существенное юридическое значение правовая позиция ЕСПЧ, разъяснившего значение и смысл слов "уважение... личной и семейной жизни". Эту позицию он сформулировал в деле "Маркс (Marcs) против Бельгии" (судебное решение от 13 июня 1979 г.).

    Позиция ЕСПЧ по вопросу толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней при разъяснении значения и смысла слов "уважение... личной и семейной жизни", выраженная в пунктах 30, 31 указанного решения, состоит в следующем: "Гарантируя право на уважение семейной жизни, статья 8 предполагает наличие семьи. Провозглашая в п. 1 право на уважение семейной жизни, статья 8 прежде всего предполагает, что государственные органы не могут вмешиваться в осуществление этого права, за исключением конкретных случаев, перечисленных в п. 2 статьи 8...Статья 8 не просто требует, чтобы государство воздерживалось от подобного вмешательства. В дополнение к этой его негативной обязанности могут существовать и позитивные обязанности государства, заключающиеся в реальном "уважении" семейной жизни. Отсюда следует, что когда государство в рамках своей внутренней правовой системы определяет режим некоторых семейных отношений... то оно должно продуманно действовать так, чтобы заинтересованные лица могли вести нормальную семейную жизнь".

    Таким образом, государство, в том числе Российская Федерация, которая присоединилась к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в лице законодательной, исполнительной и судебной власти должно продуманно действовать так, чтобы заинтересованные лица могли вести нормальную семейную жизнь.
    В частично особом мнении судьи Франца Матшера к данному решению подчеркивается: "уважение к семейной жизни", гарантированное п. 1 статьи 8 Конвенции, не ограничивается лишь обязанностью публичных властей воздерживаться от вмешательства, которое может помешать нормальному течению "семейной жизни". Уважение к семейной жизни предполагает также, что государство несет обязанность создать в рамках своего правопорядка такой режим, который позволил бы заинтересованным лицам вести нормальную семейную жизнь. Можно считать общепризнанным, что осуществление основных прав человека, в том числе и семейных прав, требует позитивных действий со стороны государства в плане введения в действие организационных и процедурных норм, необходимых для этой цели".
    Статья 14 Конвенции гласит: "Пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой-либо дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или любым иным обстоятельствам".

    Европейский Суд по правам человека в п. п. 32 и 33 указанного выше решения подчеркивает, что "...судебная практика Суда указывает на то, что, хотя статья 14 Конвенции не действует отдельно от других ее норм, она может играть важную автономную роль, дополняя и уточняя их, предоставляя лицам гарантии от любого рода дискриминации при осуществлении ими своих прав и свобод, изложенных в других статьях Конвенции. Действие, которое носит несовместимый со статьей 14 дискриминационный характер, нарушает тем самым сразу две статьи Конвенции, взятые вместе. Иными словами, статья 14 составляет как бы неотъемлемую часть любой юридической нормы, обеспечивающей права и свободы, упомянутые выше. Согласно правовой позиции Суда, если статья 8 имеет прямое отношение к рассматриваемому Судом делу, то необходимо рассмотреть ее в сочетании со статьей 14. Согласно судебной практике Суда любого рода различия носят дискриминационный характер, если "отсутствует цель и разумное оправдание" их существования, т.е. если такие различия не объясняются "правомерными целями" или если отсутствует "разумная соразмерность между используемыми средствами и целью, которую необходимо достичь".

    Статья 1 Протокола N 12 от 4 ноября 2000 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод также устанавливает: "Пользование любым правом, признанным законом, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или любого иного обстоятельства. Никто не может быть подвергнут дискриминации со стороны каких бы то ни было публичных властей по признакам, упомянутым в пункте 1 настоящей статьи".

    Исходя из изложенных норм Конвенции и правовых позиций ЕСПЧ не допускается дискриминация, в том числе по имущественному положению или возрастному признаку. Поэтому права одного из проживающих (зарегистрированных) в помещении лиц, его право на нормальную семейную жизнь, право на жилище не могут ставиться ниже прав других лиц, проживающих в жилом помещении.

    Юридическая помощь, обращайтесь.

    Спасибо сказали 20 человек
Оставить комментарий

Смотрите также