Часто задаваемые вопросы - Жилищные споры
Бесплатная юридическая консультация по жилищным спорам
  • Екатерина

    Объем коммунального ресурса

    Доброе утро, Владимир. Как определить объем поставленного коммунального ресурса?

    Здравствуйте, Екатерина!

    Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Таким образом, в случае отсутствия общедомового прибора учета имелся только один предусмотренный законом порядок определения объема поставленного коммунального ресурса - расчетный способ, исходя из утвержденного норматива потребления коммунальной услуги.

    В силу пункта 25 Правил N 306 в редакции, действовавшей до 30 июня 2012 года, при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитывались нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома). Также при установлении нормативов учитывались коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункт 26 Правил N 306).

    С учетом названных правовых норм сформировался подход к разрешению споров, связанных с определением объема поставленного в многоквартирные дома коммунального ресурса, согласно которому при отсутствии общедомового прибора учета объем отпущенного в жилой дом коммунального ресурса должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных услуг, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета. При этом показания индивидуальных приборов учета не принимаются во внимание. Иное означало бы, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на ресурсоснабжающую организацию ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении исполнителя коммунальных услуг. Кроме того, это лишило бы смысла установку общедомовых приборов учета, по показаниям которых управляющая организация должна осуществлять расчеты (Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 22.09.2009 N 5290/09, от 23.11.2010 N 6530/10).

    С принятием Правил N 124 изменился порядок определения объемов поставляемого в многоквартирный жилой дом коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета.

    В силу подпункта "е" пункта 3 Постановления N 124 до вступления в силу Правил N 354, то есть в период с 7 марта 2012 года по 1 сентября 2012 года, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определялся по формуле согласно приложению.

    В соответствии с этой формулой общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды.
    Однако данная формула не предусматривала такого слагаемого, как объем коммунальной услуги, поставленной на общедомовые нужды в жилых и нежилых помещениях, оборудованных индивидуальными приборами учета. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2012 N АКПИ12-604 подпункт "е" пункта 3 Постановления N 124 признан соответствующим действующему законодательству.

    Практика по рассмотрению споров, касающихся определения объемов коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом при отсутствии общедомового прибора учета, после вступления в силу Правил N 124 и до вступления в силу Правил N 354, а также подпункта "в" пункта 21 Правил N 124, установлена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N 15259/13.

    АС СЗО руководствовался указанной позицией ВАС РФ при рассмотрении подобных дел (Постановления от 10.02.2015 по делу N А56-71798/2013, от 15.09.2014 по делу N А56-9175/2013, от 27.03.2015 по делу N А66-14997/2012).
    С 1 сентября 2012 года вступили в силу подпункт "в" пункта 21 Правил N 124 и Правила N 354.

    Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, учитывающей показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо при отсутствии индивидуальных приборов учета - нормативы потребления услуги. В этой же формуле в качестве слагаемых учитывается объем (количество) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме.
    АС СЗО при рассмотрении споров, связанных с определением объемов коммунального ресурса, поставленного после 1 сентября 2012 года в многоквартирный дом при отсутствии общедомового прибора учета, руководствуется формулой, приведенной в подпункте "в" пункта 21 Правил N 124, что нашло свое отражение в нижеприведенном примере.

    Товарищество собственников жилья (ТСЖ) обратилось в арбитражный суд с иском к ресурсоснабжающей организации о взыскании неосновательного обогащения, возникшего в связи с перерасчетом платы за услуги водоснабжения, оказанные в период с 01.07.2012 по 01.08.2013. Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, посчитав доказанным факт оплаты воды в большем объеме, чем поставлено, и наличие в связи с этим оснований для взыскания неосновательного обогащения.

    В кассационной жалобе ресурсоснабжающая организация просила решение и Постановление отменить, в иске отказать. По мнению подателя жалобы, расчет истца основан на разнице между объемом потребленного ресурса, установленным по показаниям индивидуальных приборов учета, и данными общедомового учета, что противоречит действующему законодательству; суды не учли, что неисправность общедомового прибора учета возникла с ненадлежащим исполнением истцом обязанности по его содержанию.

    Кассационная инстанция решение и Постановление отменила, в иске отказала, указав следующее.

    При выходе из строя прибора учета фактическое потребление холодной воды следовало определять в соответствии с подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124 по формуле, которая учитывает объем (количество) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме.
    Между тем истец в расчете не учел общедомовое потребление холодной воды, тогда как в соответствии с пунктами 40, 44 и 48 Правил N 354 потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносят плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

    То есть потребители должны оплачивать не только объем воды по показаниям внутриквартирных приборов учета, но и объем воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды.

    Кассационная инстанция, признав расчет истца неверным и несоответствующим нормам действующего законодательства, пришла к выводу об отсутствии оснований для взыскания неосновательного обогащения (Постановление АС СЗО от 11.02.2015 по делу N А21-10621/2013).

    В соответствии с жилищным законодательством размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).

    Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление) и требования к их формированию определены в Правилах N 306.
    Данные Правила с 2012 года несколько раз претерпевали изменения.

    Так, с июля 2012 года нормативы потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление) устанавливаются отдельно в отношении жилых помещений и отдельно на общедомовые нужды. В конце апреля 2013 года исключены положения об установлении нормативов потребления на общедомовые нужды по водоотведению и отоплению.

    Поскольку при отсутствии общедомового прибора учета объем потребленного коммунального ресурса определяется с применением такого показателя, как норматив потребления, то возникает вопрос о том, какими показателями следует руководствоваться в случае отмены акта уполномоченного органа об установлении нормативов.

    Анализ судебной практики показывает, что отмена акта об установлении норматива потребления коммунальной услуги исключает право ресурсоснабжающей организации на его применение при расчетах. Вместе с тем потребленный коммунальный ресурс подлежит оплате.

    Так, в рамках одного из дел был рассмотрен иск ресурсоснабжающей организации о взыскании с ТСЖ задолженности за поставленную тепловую энергию в горячей воде.
    Требования истца суды удовлетворили, отклонив доводы ответчика о том, что акты об установлении норматива потребления коммунальной услуги признаны недействующими решением суда.

    В рамках проверки расчета истца суды установили, что вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции признано незаконным и недействующим решение городского собрания в части утверждения нормативов потребления услуги отопления и горячего водоснабжения, примененных в расчете. На этом основании с учетом правил статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) суды указали, что нормативы потребления данных коммунальных услуг не могут применяться как незаконно установленные в расчетах в течение всего спорного периода.

    В то же время суды, удовлетворяя иск, исходили из того, что отсутствие в регулируемый период законно установленного норматива потребления коммунальной услуги не может служить препятствием к получению ресурсоснабжающей организацией оплаты за отпущенный и потребленный энергоресурс.

    С учетом уточнений объем энергопотребления определен ресурсоснабжающей организацией следующим образом: по отоплению за одну часть периода - по норме потребления, определенной заключением эксперта, за другую часть периода - по показаниям общедомового прибора учета; по горячему водоснабжению - исходя из нормы потребления согласно тому же заключению эксперта.

    Суды согласились с расчетом ресурсоснабжающей организации, который согласуется с положениями статьи 157 ЖК РФ. При этом суды дали оценку заключению, подготовленному специалистом Министерства энергетики, признав это заключение соответствующим требованиям законодательства. Суды установили, что эксперт обладает необходимыми специальными знаниями в исследуемой области, информация об этом запрашивалась и представлена суду первой инстанции, учтена им при назначении экспертизы, как того требует статья 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Заключение по своему содержанию соответствует требованиям статьи 86 АПК РФ, ответы на поставленные вопросы даны и раскрыты.

    Судебные акты мотивированы тем, что истец доказал факт отпуска тепловой энергии на цели оказания ответчиком коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению обслуживаемого им дома. Расчет стоимости отпущенного ресурса осуществлен по данным прибора учета и нормативным показателям потребления тепловой энергии согласно заключению эксперта ввиду признания недействующими нормативов потребления, установленных регулирующим органом, с применением соответствующих тарифов. Полученная сумма взыскана на основании статей 309, 539, 544 ГК РФ, статьи 157 ЖК РФ и Правил N 307 (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.03.2014 по делу N А59-6557/2009).

    В случае отмены акта регулирующего органа об установлении норматива потребления возможны и другие способы расчета объемов коммунального ресурса, а именно: исходя из ранее действовавшего норматива потребления аналогичной услуги; на основании заключения независимой экспертной организации, специалиста регулирующего органа; путем выделения из действующего норматива его составляющей (например, общедомовые нужды) при наличии указания на размер данной составляющей в нормативном акте, которым утвержден данный норматив, либо информации об этой составляющей, поступившей от органа, установившего норматив.

    Возможность применения вышеперечисленных способов подтверждается как судебной практикой, так и рекомендациями, принятыми по итогам заседания круглого стола на тему "Применение законодательства об энергоснабжении. Правовые проблемы, возникающие из гражданско-правовых отношений, связанных с оказанием коммунальных услуг" (утверждены на заседании президиума ФАС Уральского округа 06.06.2014).

    Юридическая консультация по жилищным спорам.

    Спасибо сказали 35 человек
Оставить комментарий

Смотрите также

  • Юлия Владимировна
    Госпошлина в суд общей юрисдикции

    Здравствуйте. Владимир, в каком размере уплачивается государственная пошлина при подаче физическим лицом в суд общей юрисдикции искового заявления, содержащего требование о признании права собственности на квартиру, занимаемую по договору социального найма и состоящую на учете в квартирно-эксплуатационной части Вооруженных Сил РФ, в отношении которой отсутствует регистрация вещного права (хозяйственного ведения или оперативного управления)?

  • Аврора
    Общее управление многоквартирным домом

    Добрый день, Владимир! Будет ли предусмотрена административная ответственность для управляющей организации за нераскрытие информации об управлении многоквартирным домом в период с 01.05.2015 по 01.06.2016?