Часто задаваемые вопросы - Представительство в арбитражном суде
Бесплатные консультации арбитражного юриста
  • Марина В.

    Срок рассмотрения материалов налоговой проверки

    Владимир, есть ли нарушения закона в том, что налоговики рассматривали материалы налоговой проверки с допмероприятиями в течение полутора лет?

    Здравствуйте, Марина!

    Поясню свой ответ на примере конкретного дела из судебной практики.

    Арбитражный суд Уральского округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК-Вент" (далее - общество "УК-Вент", общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Курганской области от 16.09.2019 по делу N А34-2053/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2019 по тому же делу.

    Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.

    В судебном заседании приняли участие представители: общества "УК-Вент" - Суханов С.П. (доверенность от 30.11.2018 N 1); инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кургану (далее - инспекция, налоговый орган) - Черва С.В. (доверенность от 30.12.2019 N 05-10/95755).

    Общество "УК-Вент" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к инспекции о признании недействительным решения от 16.03.2018 N 14-23/4 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

    Решением Арбитражного суда Курганской области от 16.09.2019 (судья Задорина А.Ф.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

    Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2019 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

    В кассационной жалобе общество "УК-Вент" просит названные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.

    Суть доводов кассационной жалобы сводятся к несогласию с принятием решений инспекции о неоднократном продлении мероприятий налогового контроля, что не предусмотрено требованиями действующего законодательства; указывает на несоблюдение налоговым органом требований Конституции Российской Федерации и проявления неуважения к налогоплательщику.

    В пояснениях на отзыв налогоплательщик указывает на злоупотребление правом со стороны инспекции, выраженное в многократном продлении мероприятий налогового контроля, что порождает неопределенность в правовом положении общества и нарушает его права; отмечает, что налогоплательщик находится в состоянии правовой неопределенности в течение длительного времени.

    В отзыве на кассационную жалобу Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

     

    Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.

    Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества "УК-Вент" за период с 01.01.2014 по 31.12.2015, о чем составлен акт от 24.10.2017 N 12-20/88, экземпляр которого с соответствующими приложениями получен уполномоченным представителем общества 31.10.2017, что подтверждается его подписью в акте.

    По результатам проверки приняты решения от 14.12.2017 N 12-20/29 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок до 12.01.2018, от 14.12.2017 N 12-20/459 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки до 12.01.2018. Решения получены обществом 18.12.2017.

    Инспекцией в связи с необходимостью предоставления обществу времени, достаточного для ознакомления с информацией о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля, принято решение от 12.01.2018 N 14-23/14 о продлении срока рассмотрении материалов выездной налоговой проверки до 09.02.2018.

    Налоговым органом принято решение от 08.02.2018 N 14-23/40 о продлении срока рассмотрении материалов выездной налоговой проверки до 26.03.2018. Дополнительная информация о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля от 07.02.2018 N 14-23/08186 с приложениями N 1 - 31 на 158 листах направлена в адрес общества 14.02.2018.

    Материалы выездной налоговой проверки, дополнительных мероприятий налогового контроля рассмотрены инспекцией 16.03.2018 в присутствии уполномоченного представителя общества (составлен протокол рассмотрения N 1574), по результатам чего инспекцией приняты решения от 16.03.2018 N 14-23/4 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок до 16.04.2018, от 16.03.2018 N 14-23/74 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки до 17.04.2018.

    Инспекцией принято решение от 16.04.2018 N 14-23/98 о продлении срока рассмотрении материалов выездной налоговой проверки до 17.05.2018. Материалы выездной налоговой проверки, дополнительных мероприятий налогового контроля рассмотрены инспекцией 16.05.2018 в отсутствие уполномоченного представителя общества (составлен протокол рассмотрения N 3722).

    Инспекцией в связи с тем, что на 16.05.2018 необходимые документы получены налоговым органом не в полном объеме, принято решение от 16.05.2018 N 15-23/131 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки до 29.06.2018. Информация о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля от 30.05.2018 N 15-23/36162 с приложениями N 1 - 3 на 31 листе направлена инспекцией в адрес общества. Материалы выездной налоговой проверки, дополнительных мероприятий налогового контроля рассмотрены инспекцией 28.06.2018 (составлен протокол рассмотрения N 4884).

    По результатам рассмотрения инспекцией, в связи с необходимостью предоставления заявителю времени, достаточного для ознакомления с информацией о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля, принято решение от 28.06.2018 N 15-23/217 о продлении срока рассмотрении материалов выездной налоговой проверки до 20.07.2018.

    Материалы выездной налоговой проверки, дополнительных мероприятий налогового контроля рассмотрены инспекцией 12.07.2018 в отсутствие уполномоченного представителя общества "УК-Вент" (составлен протокол рассмотрения N 5391).

    По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, материалов дополнительных мероприятий налогового контроля вынесено решение от 20.07.2018 N 15-23/22, которым обществу предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), налогу на прибыль в общей сумме 6 241 159 руб., пени по НДС, налогу на прибыль, НДФЛ в общей сумме 1 832 421 руб. 42 коп., штраф в размере 1 065 926 руб. 20 коп.

    Инспекцией также принято решение от 16.08.2018 N 15-23/1 о внесении изменений в решение от 20.07.2018 N 15-23/22 которым в п. 3.1 резолютивной части внесены изменения: в соответствии с п. 2 ст. 112 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) с учетом отягчающих ответственность обстоятельств размер штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату НДС за 2 квартал 2015 года, налога на прибыль организаций за 2014 год увеличен на 100% и составил 1 589 859 руб. 20 коп.

    Все принятые ненормативные правовые акты налогового органа направлены обществу в соответствующий срок и получены им.

    Решением Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области от 13.02.2019 N 13 обжалуемое решение инспекции от 16.03.2018 N 14-23/4 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля оставлено без изменения.

    Полагая, что решение от 16.03.2018 N 14-23/4 не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы, общество "УК-Вент" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

    Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходили из соответствия оспариваемого решения требованиям действующего законодательства.

    Пунктом 6 ст. 89 НК РФ определено, что выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

    В соответствии с п. 8 ст. 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

    Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 настоящего Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных п. 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

    На основании п. 6 ст. 101 НК РФ в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

    В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.

    Исходя из положений п. 6 ст. 101 НК РФ дополнительные мероприятия налогового контроля проводятся только с целью устранения обстоятельств, которые исключают возможность вынесения правильного и обоснованного решения по итогам налоговой проверки.

    При этом, ограничивая срок проведения мероприятий дополнительного налогового контроля, законодатель не ограничивает налоговые органы в их количестве, при обеспечении налогоплательщику возможности использования гарантированных ему прав по защите своих интересов.

    Основная задача дополнительных мероприятий налогового контроля состоит в разрешении сомнений, которые возникли у налогового органа после предоставления налогоплательщиком или иными лицами дополнительных документов.

    В связи с представлением документов и необходимостью получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, а также учитывая необходимость проверки доводов налогоплательщика, полученных при рассмотрении с участием налогоплательщика материалов выездной налоговой проверки, вынесено второе оспариваемое решение от 16.03.2018 N 14-23/4 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок до 16.04.2018.

    Представление документов налогоплательщиком в защиту своих интересов является его правом, как и является обязанностью налогового органа всецело оценить представленные документы, в связи с чем, чтобы не нарушить права и законные интересы налогоплательщика, инспекцией принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

    Дополнительные мероприятия налогового контроля, проведенные на основании оспариваемого решения от 16.03.2018, не являются повторными по отношению к дополнительным мероприятиям по решению от 14.12.2017.

    Основанием для проведения экспертных мероприятий являлось определение типа ремонтно-строительных работ (текущий, капитальный, иной вид ремонтных работ) в складских помещениях, расположенных по адресу г. Курган, переезд Галкинский, 6б на основании документов, представленных в налоговый орган.

    Целью определения типа ремонтно-строительных работ на указанных выше объектах являлась проверка правильности отражения обществом в составе расходов по налогу на прибыль за 2014, 2015 годы, стоимости ремонтно-строительных работ, предъявленных обществом "УК-Вент" подрядчиком (ООО "Зауралснаб").

    По итогам проведения вторых дополнительных мероприятий налогового контроля, налоговым органом изменена резолютивная часть ненормативного акта инспекции в сторону уменьшения доначислений по НДС и по налогу на прибыль (в части выполненного текущего ремонта "Прочистка труб внутренней канализации").

    С учетом изложенного, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.

    Доводы общества, повторяют доводы, которые являлись предметом проверки судов обеих инстанций, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.

    Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил: решение Арбитражного суда Курганской области от 16.09.2019 по делу N А34-2053/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК-Вент" - без удовлетворения.

    Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

    Помощь судебного юриста

    Обращайтесь, обязательно помогу.

    Спасибо сказал 31 человек
Оставить комментарий