Часто задаваемые вопросы - Налоговые споры
Бесплатные юридические консультации по налоговым спорам
  • Планирование налоговых проверок

    Добрый день, Сергей!

    Основания налоговых проверок

    В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых:

    • выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
    • предупреждение налоговых правонарушений.

    В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок ФНС РФ определяет алгоритм такого отбора, а именно для назначения выездных проверок налоговики используют показатели рентабельности налогоплательщика и налоговой нагрузки на его бизнес. 

    Основными кандидатами для выездных проверок являются организации, показатели деятельности которых отклоняются от «средней температуры по больнице». Например, организация регулярно заявляет большие суммы вычетов по НДС.

    Критерии для налоговых проверок

    Налогоплательщики могут самостоятельной оценить риски налоговой проверки, по 12 критериям, определенным в  в приказе ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@:

    1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

    2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

    3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

    4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

    5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

    6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

    7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

    8.Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

    9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п. (в ред. Приказа ФНС РФ от 10.05.2012 N ММВ-7-2/297@)

    10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).

    11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

    12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

    При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

    В этом же приказе указаны и общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок 

    Основные показатели для налоговых проверок

    Некоторые критерии имеют числовые показатели, которые ежегодно обновляются на основании информации, имеющейся в ФНС и в Росстате.

    В частности, к таковым относятся

    • налоговая нагрузка и
    • уровень рентабельности.

    Налоговая нагрузка - первый критерий налоговой проверки

    Средние значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности (начиная с 2006 года) приведены в Приложении № 3 к приказу ММ-3-06/333@. Налоговики рассчитывают данный показатель по следующей формуле:

    • сумма налогов и сборов за календарный год по данным отчетности / оборот (по данным Росста-та) x 100%.

    Более низкая налоговая нагрузка (по сравнению с указанной в таблице) привлечет внимание нало-говиков и может послужить поводом для назначения выездной проверки.

    Уровень рентабельности - второй основной критерий налоговой проверки

    Расчет рентабельности продаж и рентабельности активов по видам экономической деятельности приведен в приложении № 4 к приказу ММ-3-06/333@.

    Рентабельность организации, отклоняющаяся от средней в меньшую сторону более чем на 10 процентов,  вызовет подозрения у инспекторов налоговой.

    Самостоятельная проверка критериев

    Для автоматической самопроверки на основании приведенных параметров существуют в Интернете специальные веб-сервисы.

    Налогоплательщик вводит свои показатели, а сервис обсчитает их самостоятельно, после чего выдаст не только результат, но и рекомендации по корректировке налоговой нагрузки.

    Помощь налогового юриста, обращайтесь.

    Спасибо сказали 163 человека
Оставить комментарий