Часто задаваемые вопросы - Консультация юриста
Бесплатная юридическая консультация
  • Тим

    Увольнение военнослужащего

    Я нахожусь на государственной военной службе в звании лейтенанта, с которой мне нужно уволиться. Хотел уточнить формулировку, которая должна быть указана в рапорте, а именно просьба уволить меня с военной службы по несоблюдению ( или нежеланию соблюдений) мной условий контракта. Насколько я знаю, это самый простой способ уводиться, поскольку увольнение по собственному желанию предполагает наличие уважительных причин, которых у меня нет. Нужна формулировка которую примут и, по результатам решения комиссии, примут положительное решение.

    Тим, 

    Увольнение со службы

    В соответствии с подпунктом "b" пункта 3 статьи 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, статьей 4 ТК РФ термин "принудительный или обязательный труд" не включает в себя всякую службу военного характера и работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе.
     
    В связи с изложенным следует исходить из того, что предъявление к военнослужащим специальных требований, обусловленных особенностями военной службы, в том числе неукоснительное соблюдение воинской дисциплины, необходимость некоторых ограничений их прав и свобод, установленных федеральными законами, не может рассматриваться как нарушение прав военнослужащих свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
     
    Т.е. нет такого основания,  как на гражданке: увольнение по собственному желанию.
     
    По этому, увольнение военнослужащего в связи с невыполнением им условий контракта (пп. "в" п.2 ст.51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") возможно лишь по инициативе командования.
     
    И даже, если представить рапорт и написать в нем, что прошу уволить меня по собственному желанию, то формулировка бедет не по уставу и рапорт не примут.
     
    Конечно, можно подать рапорт на увольнение и в рапорте написать за какое конкретное нарушение (по мнению военнослужащего) его надо уволить.
     
    То есть, в любом случае, поводом к увольнению является не рапорт военнослужащего, а решение командира (начальника), принятое на основании материалов служебных разбирательств, проведенных в связи с конкретными нарушениями требований законодательства (уставов, приказов), допущенных военнослужащим, а также на основании приказов о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения воинской дисциплины.
     
    А рапорт военнослужащего будет, в данном случае, являться в качестве "самозакладной", жалобы на самого себя, как "явка с повинной", говорящая командиру, за что конкретно нужно накладывать на военнослужащего взыскание в форме его увольнения со службы.
    Безусловно, что у военнослужащего могут быть и уважительные причины для увольнения:
    • выезд родителей (семьи) на постоянное место проживания за границу;
    • отсутствие у военнослужащего возможности содержать семью на свое денежное довольствие, которое он получает, при отсутствии у семьи других источников дохода. В данном случае в перерасчете на всех членов семьи размер денежного довольствия должен быть ниже, чем установленный прожиточный минимум в данном регионе;
    • нахождение на содержании и воспитании военнослужащего детей малолетнего возраста, воспитываемых без отца (матери) при условии, что второй родитель не лишен родительских прав, но уклоняется от исполнения своих родительских обязанностей;
    • беременность военнослужащей-женщины, сопровождающаяся ухудшением ее здоровья (при отсутствии оснований к увольнению по состоянию здоровья);
    • отсутствие возможности для военнослужащего в полной мере реализовать свой уровень образования на занимаемой должности при невозможности назначения на соответствующую должность;
    • и другие,

    но и наличие таких уважительных причин не гарантирует военнослужащему скорое увольнение.

    Что это значит:
    • время увольнения военнослужащего для командира в/ч законом не ограничено;
    • военнослужащий не может уволиться без взыскания, если у него нет законных оснований для увольнения со службы.
    Все законные основания  для увольнения с военной службы, предусмотрены статьей 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
     
    Их толкование дано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 (ред. от 28.06.2016) "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".
    Также важно изучить Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (ред. от 05.07.2017) "Вопросы прохождения военной службы" (вместе с "Положением о порядке прохождения военной службы").

    Как уволиться со службы

    Т.е., что бы уволится со службы у военнослужащего есть 2 пути:
     
    1) Путь первый, это

    увольнение по не реабилитирующим, но обязательным для командования основаниям.

     
    Наиболее популярным основанием является подпункт д.1) пункта 1 этого закона:
     
    • в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:
    • непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
    • непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
    • участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
    • осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;
    • вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
    • нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
     
    2) Путь второй, это

    увольнение по законным основаниям,

    при том, что эти основания наступили у военнослужащего к моменту подачи им соответствующего рапорта.
    Они все изложены в п. 3 ст. 51 Закона о военной службе.
     
    Здесь, наиболее популярными основаниями является "по семейным обстоятельствам":
     
    • в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
    • в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
    • в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
    • в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка;
    • в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан.
    А то, о чем ты пишешь в вопросе, т.е. по подпункту в) части 2 статьи 51 Закона о военной службе, т.е. "в связи с невыполнением условий контракта", это одно из альтернативных оснований, по которому военнослужащего могут уволить, а могут и оставить на службе. Все зависит от решения командира.
     
    Поскольку, в вопросе нет конкретной ситуации, что бы привязать ее к како-му либо правовому основанию для увольнения, необходимо вначале определится с этой ситуацией и изложить ее.
     
    Для более полного понимания вышеизложенного, предлагаю ознакомиться с нижеизложенным комментарием к статье 51. Основания увольнения с военной службы ("Комментарий к Федеральному закону от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (постатейный) (Уруков В.Н., Казаков С.Д., Полит О.И.) (отв. ред. Г.Н. Жуков).
     

    Основания увольнения с военной службы

    В комментируемой статье определены основания увольнения с военной службы:
    • в п. 1 - обязательные основания,
    • в п. 2 - альтернативные,
    • в п. 3 - предоставляющие военнослужащим право на увольнение.

    Обязательные основания увольнения с военной службы

    Пункты 3.1 и 4 детализируют ряд оснований к увольнению, п. 6 предоставляет право аттестационным комиссиям принимать решение об увольнении военнослужащего по основаниям, не конкретизированным данной статьей, п. 7 определяет дату увольнения погибших военнослужащих и военнослужащих, признанных безвестно отсутствующими или объявленными умершими.
     
    1. Пункт 1 перечисляет случаи, не зависящие от воли сторон военно-служебных правоотношений и наступление которых как предоставляет возможность органам военного управления принимать решение об увольнении военнослужащих, так и обязывает в ряде случаев уволить граждан с военной службы.

    Увольнение военнослужащего: по возрасту

     
    Подпункт "а" определяет в качестве причины увольнения по возрасту достижение предельного возраста пребывания на военной службе, зависящего от состава военнослужащих.
    Предельный возраст пребывания на военной службе установлен ст. 49 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 49).
    С лицами, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, может быть заключен новый контракт о прохождении военной службы на срок до 10 лет в порядке, определенном ст. 10 Положения о прохождении военной службы. При этом установлено, что продление контракта возможно только до достижения военнослужащими возраста 65 лет. Порядок продления контрактов с военнослужащими органов Федеральной службы безопасности РФ определяется директором Федеральной службы безопасности РФ (ст. 16 Федерального закона от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ); с военнослужащими федеральных органов государственной охраны - руководителем Федеральной службы охраны РФ (п. 3 ст. 19 Федерального закона от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ); для военнослужащих кадрового состава органов внешней разведки - в соответствии с Указом Президента РФ от 21 апреля 1996 года N 574 "О порядке установления предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащих кадрового состава органов внешней разведки РФ".
    При этом лица, которым продлен контракт о прохождении военной службы за пределами предельного возраста пребывания на военной службе, могут быть уволены по окончания срока военной службы или же могут уволиться по собственному желанию с формулировкой "в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе".
    Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
    Судебная практика исходит из невозможности увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, по достижении предельного возраста пребывания на службе без обеспечения его жилым помещением.
    Пример 1. Военная коллегия Верховного Суда РФ в Определении от 8 апреля 2010 года N 211-В10-2 по результатам рассмотрения гражданского дела по надзорной жалобе Б. на решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 14 сентября 2009 года и Кассационное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 19 октября 2009 года по его заявлению об оспаривании действий командующего Тихоокеанским флотом, связанных с увольнением заявителя с военной службы без предоставления жилого помещения, решила следующее. В связи с допущенными судами нарушениями норм материального права, выразившимися в неправильном истолковании и применении п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ (гарантирующего военнослужащим предоставление жилых помещениях в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законам и иными нормативными правовыми актами РФ), абз. 2 п. 1 ст. 23 этого же Закона (определяющего, что военнослужащие при наличии общей продолжительности военной службы 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления ими жилых помещений), принятые ранее судебные постановления подлежат отмене, заявление Б. об оспаривании приказа командующего Тихоокеанским флотом в части увольнения подлежит удовлетворению, приказ командующего в части увольнения Б. следует признать незаконным и обязать командующего Тихоокеанским флотом отменить приказ в этой части и восстановить Б. на военной службе в прежней или равной должности до обеспечения его жилым помещением по установленным законодательством нормам.
    Пример 2. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2004 года N 322-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Францына В.В. на нарушение его конституционных прав положениями пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих, пункта 4 статьи 32 и пункта 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" такие военнослужащие по истечении срока, указанного в контракте, реализуют свое право на труд посредством дальнейшего прохождения военной службы - до обеспечения его жилым помещением. Следовательно, при отсутствии письменного согласия военнослужащего на увольнение до улучшения его жилищных условий и при истечении срока, указанного в контракте, такого военнослужащего следует считать проходящим военную службу в добровольном порядке только до дня обеспечения жилым помещением.

    Увольнение военнослужащего: по истечения срока военной службы

    Подпункт "б" предусматривает увольнение по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта.
    Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, а также заключивший контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву (в том числе обучающийся в военно-учебном заведении), не может быть досрочно уволен с военной службы до истечения установленного для него срока военной службы по призыву, за исключением оснований, предусмотренных подп. "в" - "ж" п. 1, п. п. 4 и 5 ст. 51 комментируемого Закона.
    При исчислении срока военной службы данного военнослужащего суммарно учитываются срок военной службы по призыву и срок военной службы по контракту в порядке, определяемом комментируемым Законом и Положением о порядке прохождение военной службы.
    По истечении срока военной службы по призыву увольняются солдаты, матросы, сержанты и старшины, офицеры, проходящие военную службу по призыву. Срок военной службы установлен подп. 2 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы: для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 года, - 12 месяцев; для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - в соответствии с контрактом о прохождении военной службы.
    Срок военной службы истекает:
    а) для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - в соответствующее число последнего месяца срока военной службы по призыву;
    б) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - в соответствующие месяц и число последнего года срока контракта либо в соответствующее число последнего месяца срока контракта, если контракт был заключен на срок до одного года.
    В срок военной службы по призыву не засчитываются:
    а) время пребывания военнослужащего в дисциплинарной воинской части;
    б) время отбывания ареста осужденным военнослужащим;
    в) время отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста;
    г) время самовольного оставления воинской части или места военной службы продолжительностью свыше 10 суток независимо от причин оставления.
    Время пребывания военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в дисциплинарной воинской части может быть засчитано в срок его военной службы (см. комментарий к п. 4 ст. 36).
    Увольнение с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы осуществляется при отсутствии других оснований для увольнения или по выбору военнослужащего, увольняемого с военной службы.
    В ряде случаев военнослужащий при отсутствии его желания не может быть уволен с военной службы по этому основанию. Так, п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ содержит положение о том, что военнослужащие не могут быть уволены с военной службы вопреки их желанию до приобретения права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения с военной службы. Пункт 10 ст. 9 Положения о порядке прохождении военной службы устанавливает, что военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда он подлежит досрочному увольнению с военной службы по основаниям, установленным комментируемым Законом, а также при наличии оснований, указанных в п. 3 ст. 4 указанного Положения (осуждение военнослужащего к отбытию уголовного наказания).
    Согласно п. 11 ст. 38 комментируемого Закона дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части считается днем окончания военной службы. Последний день, указанный в контракте, должен совпадать с днем исключения из списков личного состава воинской части, за исключением случаев, указанных в указанном пункте, и иных случаев (см. комментарий к п. 11 ст. 38).
    Должностные лица, виновные в просрочке увольнения военнослужащих с военной службы, подлежат дисциплинарной ответственности.

    Увольнение военнослужащего: по состоянию здоровья

    Подпункт "в" содержит основание увольнения военнослужащего по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе.
    Для определения годности (негодности) к прохождению военной службы военнослужащий может быть отправлен на освидетельствование по направлению прямых начальников (командиров), военным судом, прокуратурой или же по желанию военнослужащего при увольнении, в других случаях при наличии необходимых показателей для этого (см. комментарий к п. 2 ст. 50).
    В случае вынесения военно-врачебной комиссией заключения о негодности военнослужащего в связи с признанием его не годным к военной службе он подлежит увольнению в отставку.
    Подпункт "г" предусматривает увольнение по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву.
    Данное основание увольнения не применяется по отношению к остальному составу военнослужащих. При этом офицеры и прапорщики (мичманы), признанные военно-врачебной комиссией ограниченно годными к военной службе, могут по своему усмотрению уволиться по состоянию здоровья.

    Увольнение военнослужащего: в связи с лишением воинского звания

    Подпункт "д" в качестве основания увольнения называет лишение военнослужащего воинского звания.
    Лишение военнослужащего воинского звания осуществляется только по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. Увольнение военнослужащего по данному основанию производится со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда (см. комментарий к п. 1 ст. 48).
    Все экземпляры личных дел лишенных воинского звания пересылаются в Центральный архив Министерства обороны РФ или в Центральный Военно-морской архив.
    Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" добавлены новые основания для увольнения военнослужащих, которые указаны подпунктах "д.1" и "д.2".

    Увольнение военнослужащего: утрата доверия

    Подпункт "д.1" указывает в качестве основания увольнения утрату доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении. Названным Федеральным законом такое основание увольнения - в связи с утратой доверия - вводится в отношении всех государственных служащих, к которым относятся и военнослужащие. Данные меры направлены в первую очередь на повышение эффективности мер борьбы с коррупцией.
    Для наступления указанных последствий такая утрата доверия должна быть вызвана одним из оснований:
    - непринятие военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
    - непредставление военнослужащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений;
    - участие военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных Федеральным законом;
    - осуществление военнослужащим предпринимательской деятельности;
    - вхождение военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
    Дополнительное основание возникает в том случае, если военнослужащим, являющимся командирами (начальниками), стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, но ими не приняты меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.

    Увольнение военнослужащего: по приговору суда

    Подпункт "е" предусматривает увольнение в связи со вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы.
    По данному основанию увольняются военнослужащие, не лишенные воинского звания (п. 18 приложения "Примерные образцы формулировок приказов об увольнении с военной службы офицеров, прапорщиков (мичманов)" к указанию Главного управления кадров и военного образования Министерства обороны РФ от 16 апреля 1998 года N 173/2/599).
    Днем увольнения указанной категории военнослужащих является день начала отбывания наказания в соответствии с приговором суда (вступление приговора в законную силу). Все экземпляры личных дел осужденных военнослужащих высылаются на учет в военкомат по месту жительства, жительства семьи (родственников).
    Подпункт "е.1" определяет основание увольнения в связи со вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно.
    Вынесение приговора о назначении наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно, является обязательным основанием к увольнению, в отличие от увольнения по подп. "д" п. 2 комментируемой статьи, предусматривающему возможность досрочного увольнения с военной службы военнослужащего, осужденного к наказанию в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности.
    Указом Президента РФ от 21 марта 2011 года N 337 п. 11 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы изложен в новой редакции, предусматривающей, что при наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию (за исключением случаев, когда увольнение производится по основаниям, предусмотренным подп. "д", "е", "е.1" и "з" п. 1 и подп. "в", "д" и "е.1" п. 2 ст. 51 комментируемого Закона).
    Авторы полагают, что отнесение в этот перечень подп. "д" п. 2 вызывает сомнение в справедливости лишения данной категории военнослужащих права на выбор основания увольнения. Пункт 2 содержит перечень оснований к увольнению по усмотрению органов военного командования. Что касается совершения преступления по неосторожности, то к такого рода преступлениям относится и совершение преступлений по статьям УК РФ, по которым возможно вынесение как обвинительного приговора, так и оправдательного при примирении потерпевших с обвиняемым. К тому же судебная практика по ст. 264 УК РФ ("Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств") указывает на сложности с доказыванием состава преступления в действиях водителей транспортных средств, частые ошибки при проведении следственных действий и технических экспертиз.
    Нормы подп. 11 ст. 34 Положения о прохождении военной службы, являющегося подзаконным нормативным правовым актом, ограничивают права военнослужащих на выбор основания увольнения по сравнению с нормами ст. 51 комментируемого Закона, имеющего большую юридическую силу, чем Указ Президента РФ. С учетом этого мы полагаем целесообразным вернуться к первоначальной редакции подп. 11 ст. 34 Положения.
    Подпункт "ж" определяет в качестве основания увольнения отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования (см. комментарий к п. 4 ст. 35).
    В Положении о порядке прохождения военной службы детализировано, что увольнению по данному основанию подлежат при отчислении из военного образовательного учреждения профессионального образования (адъюнктуры, военной докторантуры) и при отсутствии других оснований для увольнения:
    - военнослужащие мужского пола, не достигшие возраста 18 лет;
    - военнослужащие женского пола, не имеющие воинского звания офицера или прапорщика (мичмана);
    - военнослужащие мужского пола, проходящие военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, подлежащих направлению для прохождения военной службы по призыву), военнослужащие женского пола, имеющие воинское звание офицера или прапорщика (мичмана), не желающие заключать новый контракт.
    Пункт 31 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования (утверждено Постановлением Правительства РФ от 31 января 2009 года N 82) предусматривает, что за невыполнение профессиональной образовательной программы, нарушение требований общевоинских уставов ВС РФ слушатели, курсанты, докторанты и адъюнкты могут быть отчислены из высшего военно-учебного заведения.
    Порядок отчисления из высшего военно-учебного заведения, а также восстановления, поступления на военную службу при восстановлении, перевода слушателей, курсантов, докторантов и адъюнктов из одного высшего военно-учебного заведения в другое устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа в соответствии с законодательством Российской Федерации о прохождении военной службы.
    Еще одним основанием для отчисления из военно-учебных заведений является отказ заключить контракт о прохождении военной службы.
    Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Министерстве обороны РФ (утверждено Приказом Министерства обороны РФ от 15 июля 1999 года N 310) в п. 27 в качестве оснований для отчисления докторантов и адъюнктов называет невыполнение ими индивидуальных планов работы, непрохождение в установленные сроки ежегодной аттестации и систематическое нарушение воинской дисциплины.
    Пункт 94 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны РФ (утверждено Приказом Министерства обороны РФ от 12 марта 2003 года N 80) указывает, что курсанты до заключения ими контракта о прохождении военной службы представляются к отчислению из вуза в установленном порядке по неуспеваемости, недисциплинированности, нежеланию учиться, по состоянию здоровья (на основании заключения военно-врачебной комиссии), в связи с невозможностью продолжать обучение по не зависящим от них причинам, а также при незаключении контракта о прохождении военной службы.
    Если отчисленные военнослужащие к моменту отчисления из указанных учебных заведений достигли возраста 18 лет, не выслужили установленного срока военной службы по призыву и не имеют права на увольнение с военной службы, освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, они направляются для прохождения военной службы по призыву. Таким военнослужащим для определения срока военной службы по призыву засчитываются:
    а) продолжительность военной службы по призыву до поступления в военно-учебное заведение;
    б) продолжительность военной службы по контракту до поступления в военно-учебное заведение из расчета два месяца военной службы по контракту за один месяц военной службы по призыву;
    в) продолжительность военной службы во время обучения в военно-учебном заведении из расчета два месяца военной службы в указанном учебном заведении за один месяц военной службы по призыву.
    Определение общей продолжительности военной службы указанных военнослужащих производится исходя из ее фактической продолжительности.
    Военнослужащие мужского пола, проходящие военную службу по контракту, а также военнослужащие женского пола, имеющие воинские звания офицеров и прапорщиков (мичманов), отчисленные из военно-учебных заведений, адъюнктуры, военной докторантуры, желающие продолжить военную службу и заключить новый контракт, направляются к новому месту военной службы, где заключают новый контракт о прохождении военной службы.
    Военнослужащие мужского пола, проходящие военную службу по контракту, а также военнослужащие женского пола, имеющие воинские звания офицеров и прапорщиков (мичманов), не желающие заключать новый контракт, увольняются с военной службы.
    Согласно п. 20 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы увольнение отчисленного из военно-учебного заведения военнослужащего по основанию, предусмотренному подп. "ж" п. 1 ст. 51 комментируемого Закона, производится начальником военно-учебного заведения, откуда отчислен военнослужащий, или иным должностным лицом, которому предоставлено право увольнения данного военнослужащего.
    Подпункт "з" в качестве основания увольнения приводит вступление в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока.
    Статьей 44 УК РФ в качестве вида наказания предусмотрено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Согласно ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.
    В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.
    УИК РФ в ст. 33 предусматривает, что наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы, а также при условном осуждении исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных.
    Указанное наказание, назначенное в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного вида наказания - уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных.
    Со дня вступления приговора в законную силу военнослужащий подлежит увольнению с военной службы.

    Увольнение военнослужащего: в связи с избранием

    Подпункт "и" предусматривает увольнение в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.
    Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при наступлении вышеуказанных случаев имеют право либо на увольнение, либо на приостановление военной службы (см. комментарий к п. 1 ст. 45). Увольнение должно осуществляться со дня официального объявления результатов выборов.

    Увольнение военнослужащего: в связи с прекращением службы в период ее приостановления

    Подпункт "к" предусматривает увольнение в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления.
    Данный подпункт является специальным основанием для увольнения и увязан с п. 11 ст. 45, предусматривающим приостановление военной службы по контракту в связи с направлением военнослужащих не на воинские должности и возможное их увольнение по данному основанию (см. комментарий к п. 11 ст. 45).
    (продолжение следует)
    Спасибо сказали 63 человека
Оставить комментарий

Смотрите также

  • Оплата по договору в валюте

    Можно ли указать в договоре, что оплата по нему должна быть произведена в иностранной валюте (доллары США)?

  • Залив квартиры

    Лапина И.В. обратилась в суд с иском к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области о возмещении причиненного ущерба, мотивируя свои требования тем, что 10 ноября 2015 г. и 1 декабря 2015 г. при проведении капитального ремонта кровли дома произошла протечка выпавших атмосферных осадков в принадлежащем истцу на праве собственности жилом помещении по адресу: , 2 , о чем 17 ноября 2015 г. и 8 декабря 2015 г. ООО «Бытремсервис» составлены комиссионные акты, которыми подтверждается, что залив квартиры произошел во время выпадения атмосферных осадков в результате проводимых ООО «СпецСтройРегион» работ по капитальному ремонту кровли. Согласно заключению эксперта стоимость ремонтно-восстановительных работ в квартире истца составляет 68 394 руб., стоимость экспертных услуг составила 8 000 руб. Ответчик отказал в удовлетворении требований истца о возмещении материального ущерба, мотивируя тем, что заливы квартиры произошли по вине подрядной организации, которая и должна возместить Лапиной ИВ. причиненный ущерб. Ссылаясь на часть 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, Лапина ИВ. просила взыскать с ответчика (с учетом уточненных требований) в счет возмещения материального ущерба 68 394 руб., судебные расходы за составление акта осмотра в размере 200 руб., оплату телеграммы о вызове на осмотр в размере 405 руб. 40 коп., оплату услуг эксперта в размере 8 000 руб. Решением Октябрьского районного суда г. Рязани от 14 июня 2016 г. иск удовлетворен. С ответчика в пользу Лапиной ИВ. в счет возмещения материального ущерба взыскано 68 394 руб., судебные расходы 8 605 руб. 40 коп., а всего 76 999 руб. 40 коп.

  • Как истребовать свое имущество из незаконного владения?

    Здравствуйте, меня зовут Лана. Я из Санкт-Петербурга.Бывший друг не возвращает машину. Уехал он в июле 2013 году. У него была доверенность на три года 2012-2015. Он служит по контракту в другом городе В Краснодаре.Точный адрес не говорит. Он обещал привезти машину осенью 2015 года. Затем пропал. Я его нашла через социальные сети, через его сестру. Обвинила его в мошенничестве. Он сразу написал что это заведомо ложный донос.Сейчас обещал что вернет машину в конце февраля 2017. И опять нашлось куча причин по которым он не может ее вернуть : такие как надо сделать страховку ОСАГО( не знаю как он ее делает без хозяина машины, а штрафы получает), пройти ТО, не отпускают со службы и в отпуска тоже все эти годы, боится потерять работу. Теперь обещает вернуть в отпуске в июне. Он мне предлагал приехать и забрать машину. Спросила у него точный адрес он написал: Краснодар Войсковая часть стоит на стоянке где он работает